Чехов вывел русскую литературу из XIX века в XX. Дело
даже не в том, что Чехов писал в конце одного столетия и в начале другого. Он
сделал литературу другой, не такой, как прежде.
Литература XIX века была дворянской. «Главные» писатели,
классики, почти все были дворянами. И герои их произведений были дворянами.
Даже тургеневский Базаров, которого в учебниках называют демократом, и тот был
дворянином. И Онегин, и Гринев, и Печорин, и Болконский, и Обломов, и
Раскольников, и Мышкин… Дворянство, как вы знаете, было привилегированным
сословием, и дворянин мог позволить себе жить духовной жизнью, а не махать весь
день лопатой ради куска хлеба. Потому и приходили ему в голову разные высокие
мысли о добре и зле, о смысле жизни и Боге, потому и рождались бредовые идеи,
как спасти мир или осчастливить человечество посредством топора. Для этих
героев как бы не существует быта. Мои ученицы, посмотрев фильм «Война и мир»
или что‑нибудь из той же эпохи, настойчиво спрашивают: как они там платья‑то
свои стирали? Писатели об этом умалчивают. А героев это вообще не интересует,
потому что они не стирали, у плиты не стояли, дрова не кололи. Они ж дворяне.
Такой герой не выживает, а живет, и жизнь его наполнена высоким смыслом.
Зато герой‑дворянин все время думает о народе. Что такое
«народ» в русской литературе? Это крестьянство. Крестьянство живет правильной и
праведной жизнью. Потому что: 1)крестьянство – это большинство населения, а
большинство всегда право; 2) крестьянин ближе к природе, природа
облагораживает, а цивилизация портит; 3) крестьянин трудится, а дворянин или
служит неизвестно чему и зачем, или не работает вообще; 4) крестьянство создало
свою, народную культуру, а дворянская культура наполовину нерусская, молодая и
с сомнительными «идеями»; 5) крестьяне верят в Бога не головой, а сердцем,
именно в крестьянской среде живо истинное, чистое, по‑детски наивное
христианство; 6) крестьянин – кормилец, основа существования государства вообще
и отдельно взятого дворянина в частности. Ну и так далее. Поэтому совестливый
герой русской литературы постоянно испытывает чувство вины перед народом,
стремится приобщиться к крестьянской жизни (это называется «припасть к
живительным истокам»), а то и вовсе уходит «в народ». В слиянии с народной
жизнью находят спасение герои Толстого и Достоевского.
Чехов порвал с этими традициями. Никакой вины он
испытывать не мог, потому что не был потомственным дворянином, а был сыном
мелкого лавочника и внуком крепостного. Нет чувства вины перед народом – нет
его идеализации.
Его герои по уши погружены в быт, причем независимо от
сословия. Их жизнь – это борьба с засасывающей силой житейского болота, за то,
чтобы оставаться Человеком в любых условиях, чтобы сохранить веру в высшее
предназначение вопреки пошлости. Если вы еще не читали, то очень скоро
прочитаете маленький рассказик «Студент». Студент духовной академии на
страстной неделе возвращается с охоты домой. Наступает вечер, холодает,
сиротливые поля, пустые огороды, нищета, черные избы – и дОма ждет его такая же
бедность, голод, холод. Беспросветность и страдание – вечные спутники человека.
По дороге он останавливается для разговора с двумя простыми женщинами. Почему‑то
ему вспоминается евангельский рассказ об отречении Петра от Учителя в ночь Его
ареста. Ему кажется, что ничего с того времени не изменилось: ни холод, ни
человеческая низость и жестокость – они вечны. Он пересказывает легенду об
отречении Петра и его раскаянии – и видит слезы одной женщины, невыразимое
сострадание другой. Студент прощается с ними и идет домой. И вдруг – вопреки всему
– ощущает радость в своей душе. Нет, не голод, не страх, не предательство
управляют человеческой жизнью, – а сострадание, милосердие, раскаяние,
любовь!
Великие предшественники Чехова писали романы. Поэтому до
сих пор считается, что писатель высшей квалификации – это автор романов. Или
хотя бы одного. Чехов не написал ни одного романа. И даже не собирался. Его
проза – это короткие рассказы, изредка повести.
Но все вместе они составляют огромный, смешной и
печальный роман о жизни, о людях, о России. Художественный мир Чехова населен
персонажами разных званий, сословий, характеров, охватывает и столицы, и
провинциальные города, и деревню, и помещичьи усадьбы, и земские больницы, и
университеты, и ремесленные мастерские. Герои Чехова – люди, ощущающие неудовлетворенность
своей жизнью, чувствующие собственную слабость и нерешительность, свое
несовершенство по сравнению с необъятной прекрасной землей, на которой они
живут. Мелочность, бесцельность человеческого существования и величие
прекрасного мира – основа того конфликта (противоречия), который заставляет
страдать и томиться чеховских героев. Проза Чехова прозрачна, глубока,
беспощадна в изображении мелочей жизни, пронизана тоской по смыслу жизни,
красоте и вере.
Новаторской стала и драматургия Чехова. Он нарушает
сценические традиции, отказываясь от динамичного сюжета, от интриги (основного
сюжетного узла, пружины действия), от открытого столкновения героев. Герои
Чехова больше чувствуют и разговаривают, чем действуют. Такая драматургия
потребовала нового, психологического театра, в котором большое значение
приобретают сценические решения режиссера.
Творчество Чехова завершило XIX век, вобрав достижения
предшествующей русской литературы. Творчество Чехова открыло XX век, создав
новые возможности для изображения жизни и выражения авторского отношения к ней.
Это и знаменитый «подтекст», позволяющий сказать многое немногими словами.
Текст и подтекст обычно сравнивают с айсбергом: на поверхности видна лишь одна
восьмая, а семь восьмых скрыты под водой; так же соотносятся текст и смысл. Это
и искусство психологической детали, и музыкальность авторской интонации, и
красота композиции, и убеждение, что человек безмерно сложен и не состоит из
«положительных» и «отрицательных» качеств, которые можно посчитать и взвесить. |