1. Назовите имя адресата, которому А.Т.Твардовский
посвятил следующие строки:
За тысячу верст
От любимого края
Я все мои думы
Ему поверяю
Я шлю ему свой
Благодарный привет,
Загорьевский
парень,
Советский поэт.
-Адресат этот –
родной край, дорогая сердцу Смоленщина, о которой в стихотворении с такой
душевной теплотой писал Твардовский в ряде своих стихотворений:
Счастлив я.
Отрадно мне
С мыслью жить
любимой,
Что в родной моей
стране
Есть мой край
родимый
«Станция
Починок»
Ничем страна не
богата,
А мне уже тем
хороша,
Что там наудачу
когда-то
Моя народилась
душа.
«О родине»
Именно милую смоленскую землю поэт считал критерием
ценности своего труда и мерилом достоинства своего жизненного пути.
Об этом свидетельствует признание:
И хочу трудиться
так,
Жизнью жить такою,
Чтоб далекий мой
земляк
Мог гордиться мною.
И встречала бы
меня,
Как родного сына,
Отдаленная моя
Станция Починок.
«Станция Починок»
Любовь к Смоленщине как истоку нравственных начал его
личности движет пером поэта:
Поклон мой…
…………………
Местам незабвенным,
Откуда я родом.
Где жизнь
начиналась,
Береза цвела,
Где самая первая
Юность прошла.
«За тысячу верст…»
Об этих «местах незабвенных» Александр Трифонович «с
тоской и тревогою нежной» думал всегда, их с гордостью называл «серединой
родимой земли», имя которой - Русь.
Таким образом, привязанность к малой родине естественно
вылилась у Твардовского в огромную любовь к великой Родине. По наличию этого
чувства он безошибочно определял порядочных людей, истинных патриотов.
2. В «Автобиографии» (1947-1963г.г.) А. Т. Твардовский
писал: «Период этот – может быть, самый решающий и значительный в моей
литературной судьбе». О каком жизненном этапе идет речь?
-Это действительно важнейший этап в жизни Твардовского, в
котором выделились две фазы: с 1928 по 1933 г. и после по 1936 г. – Это «годы великого
переустройства деревни на основе коллективизации», а в плане личного творчества
– «экспериментальные» годы. В январе или начале февраля 1928 г. юный поэт навсегда
покидает родную деревню и перебирается в Смоленск. К этому времени в смоленской
губернской печати уже неоднократно печатались его заметки и стихи, он
участвовал в совещании селькоров Смоленского уезда, а затем во Втором
губернском совещании рабселькоров в Смоленске, где познакомился с М. В.
Исаковским, в 1927 г.
был делегатом Первого губернского съезда
пролетарских писателей в Москве.
Ему хотелось целиком отдаться литературному труду, а для
познания жизни духовное пространство родного хутора было слишком ограниченным,
сложным было и отношение домочадцев к его творчеству. И «позвала дорога в даль»
- в Смоленск. А там его никто не ждал…
Очень трудными были для Твардовского первые пять лет.
Приютил его Ефим Марьенков. Жили они на стипендию Ефрема и грошовые
литературные заработки Александра, «питались больше всухомятку, чаем с хлебом и
сахаром».
Но осознание своего призвания помогло Твардовскому
выжить, резко повысить культурный уровень и поэтическое мастерство и нащупать
свою тропу в литературных исканиях творческой молодежи в 1928-1933 г.г. Он учился у тех,
кто был близок ему по духу, тех, кто шел по пути «углубленного реалистического
психологизма, историзма». Это прежде всего М. В. Исаковский, И. А. Бунин,
О.Мандельштам, В. Ходасевич, А. А. Блок,
С. Есенин, М. М. Шолохов, Фадеев и некоторые другие писатели в прозе.
Именно в этот период определяются основные темы и мотивы творчества
Твардовского этого времени и последующих лет: «семья, дом, родные места, пути к
лучшей жизни; соотношение семейной и всенародной общности; конкретные драмы и
трагедии русского крестьянства того времени и более широкая трагическая
ситуация всякого человека и всякой общности, через которую происходит разрыв
времен…» (А. Македонов)
В это время в творчестве Твардовского проявляется
стремление к «сложной простоте, пристальной наблюдательности, особой зоркости
глаза». «Может быть, впервые в истории поэзии, - отмечает А. Македонов, - с
такой силой и такой конкретностью утверждается главным героем человек из народа
в главных его делах, в сметном труде рук, ума, сердца».
Особой приметой стиля Твардовского становится сочетание
прозаически-разговорных элементов и мелодически-песенного звучания стиха,
конкретности и экспрессивности слова, точности и метафоричности образов.
В этот период написано много стихов, которые печатаются
не только в смоленских изданиях, но и московских журналах и газетах, и
несколько поэм, главная из которых «Страна Муравия». Твардовский, «парнишка со
Смоленщины», становится всесоюзно признанным поэтом, создавшим образ новой
российской деревни, зримой, осязаемой, реальной, поэтом с честной гражданской
позицией.
3. О ком пишет поэт в этом коротком, но необычайно
эмоциональном стихотворении:
И первый шум листвы
еще неполной,
И след зеленый по
росе зернистой,
И одинокий стук
валька на речке,
И грустный запах
молодого сена,
И отголоски поздней
бабьей песни,
И просто небо,
голубое небо –
Мне всякий раз тебя
напоминает.
-Твардовский пишет о матери – Марии Митрофановне, которую
очень любил, по которой тосковал, даже будучи седоволосым зрелым человеком.
Это стихотворение написано в 1937 г., а в 1965 г. после оглушившей
страшной душевной болью смерти матери Александр Трифонович напишет и опубликует
в журнале «Новый мир» маленький цикл из четырех стихотворений «Памяти матери».
Она, единственная из всей семьи, сердцем уловила непохожесть сына на остальных
своих детей, поняла особую предназначенность его судьбы и отпустила его от
себя. И именно он в 1936 году, после всех бед и мытарств, выпавших на долю
раскулаченной семьи, наконец соберет всех в Смоленске, но чего это ему стоило,
сколько унижений для этого вынес, не скажет даже матери. А она, оглядев всю
семью, собравшуюся под одной крышей, сквозь слезы вымолвит: «Кажется, одно
такое мгновение в жизни стоит того, чтобы жить и быть матерью».
Всех детей она вырастит достойными, честными людьми.
Александр называл ее ласково «Митрофановна моя».
4. О каком событии в своей жизни Александр Твардовский
сообщил своему другу Ефрему Марьенкову в форме шуточного стихотворения:
Ефрем, мой
закадычный друг,
Я брешь пробил как
будто.
Спешу порадовать
твой слух:
Твардовский Санька
не лопух,
………………………………….
Какой строчкой заканчивается стихотворение? Что случилось
в жизни Твардовского?
-Стихотворение заканчивается строчкой «Студент
пединститута». Миниатюра действительно шуточная, а в ней столько скрытого
восторга: наконец-то сбылась давняя мечта о получении настоящего
систематического образования. До приезда в Смоленск Твардовский имел за плечами
четырехклассную сельскую школу, после которой проучился еще лишь один год.
Затем школой стала сама жизнь, селькоровские поездки по стране, «учеба у
классиков».
И лишь в августе 1932 года Александр Твардовский был
зачислен в Смоленский государственный педагогический институт на факультет
языка и литературы по рекомендации Оргкомитета Союза советских писателей
Западной области за подписью А. Локтева, редактора журнала «Западная область» и
Н. И. Рыленкова, ответственного секретаря этого журнала. Осенью 1936 года по
рекомендации Союза советских писателей переведен на третий курс Московского
института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Учился прекрасно, институт
закончил с отличием.
Еще будучи студентом последнего курса, за литературные
заслуги Твардовский был удостоен высшей награды страны – ордена Ленина.
«Пришедшая к нему слава, - вспоминал тогдашний аспирант МИФЛИ Константин
Симонов, - нисколько не поколебала его серьезного отношения к тому понятию необходимой для писателя
образованности, в которое он вложил очень много… Став выдающимся поэтом, он
оставался выдающимся студентом, с упорством продолжая идти к поставленной цели
и с блеском завершил образование в лучшем по тому времени гуманитарном высшем
учебном заведении страны». (К. Симонов. Таким как я его помню//Воспоминания об
А. Твардовском. – М.:, 1984г., стр.365)
5. Какое обстоятельство особенно смущало А. Т. Твардовского
при сдаче им государственного экзамена по литературе в МИФЛИ?
-А. Т. Твардовский был по положению своему студент. Но
студент особый – награжденный орденом Ленина за литературные заслуги. До этого
в институте такую награду имел только профессор философского факультета Гагарин.
Но смущало Александра Трифоновича не только это
обстоятельство (кстати, идя на экзамен, он снял орден с лацкана пиджака), но и
то, что в программе советской литературы, которая читалась на пятом курсе,
значилась тема: «Поэма А. Твардовского «Страна Муравия». И Твардовский на
экзамене мог вытащить билет, по которому должен был бы рассказывать о своем
собственном произведении. «Случай, - как вспоминал М. В. Исаковский, -
небывалый в истории литературы». Александр Трифонович говорил потом, что
«страшно стеснялся и боялся вытянуть этот билет». Попросил товарища сделать это
за него. Так Твардовскому достался билет с «Житием протопопа Аввакума». он
великолепно знал этот материал, а отвечать самому Гудзию, «который
воспламенялся от одного упоминания «Жития протопопа»», - было «не экзаменом, а
удовольствием».
6. В каких поэмах А. Т. Твардовский сделал главных героев
своими земляками?
-Никита Моргунок, главный герой «Страна Муравия», родом
из деревни Васильево Касплянского с/c Смоленской губернии.
Василий Теркин, герой одноименной поэмы и поэмы «Теркин
на том свете», говорит о себе: «Сам как раз смоленский буду…»
Мы в землячество не
лезем,
Есть у нас свои
края,
Ты – тамбовский?
Будь любезен.
А смоленский – вот
он я.
Не иной какой, не
энский,
Безымянный корешок,
А действительно
смоленский,
Как дразнили нас,
рожок.
Не кичусь родным я
краем,
Но пройди весь
белый свет –
Кто в рожки тебе
сыграет
Так, как наш
смоленский дед.
«Василий Теркин»,
глава «О герое»
Сторона моя лесная,
Каждый кустик мне
родня.
……………………………
Мне там каждая
знакома
Борозденка под
межой.
Я там – свой.
…………………………
Вот он Днепр, а вот
мой дом.
Глава
«Генерал»
Герои поэмы «Дом у дороги» Андрей Сивцов, его жена Анна,
трое старших детей – тоже смоляне, четвертый ребенок
Родился ……… в дни
войны,
Да не в отцовском
доме, -
Под шум чужой
морской войны
В бараке на соломе.
7. Эту поэму сам Твардовский называл своею «падчерицею»,
хотя критики считали и считают ее одной из самых сильных в художественном
отношении. Появившись после Победы, она стала едва ли не единственным
произведением, где речь шла о трагедии отгремевшей Великой Отечественной войны.
Именно в этой поэме поэт призывал:
Прошла война,
прошла страда,
Но боль взывает к
людям:
Давайте, люди,
никогда
Об этом не забудем.
О какой
поэме идет речь?
-Речь идет о поэме «Дом у дороги». В «Автобиографии»
Твардовский пишет: «Почти одновременно с «Теркиным» и стихами «Фронтовой хроники» я начал еще на
войне, но закончил уже после войны поэму «Дом у дороги». Тема ее – война. Но с
иной стороны, чем в «Теркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата,
переживших войну».
Поэма «Дом
у дороги» была напечатана в апреле 1946 года в 5-6 номерах журнала «Знамя», а
летом того же года в издательстве «Московский рабочий» вышла отдельным
изданием.
В этой «лирической хронике» до боли правдиво передана
история обыкновенной смоленской семьи Сивцовых с лета 1941-го и до лета 1945
года. В горестной судьбе Андрея и Анны Сивцовых и их детей отразилось горе
миллионов, в частной судьбе преломилась всеобщая, страшная трагедия войны. Но
поэма потрясает читателя не только картинами страданий людей, а прежде всего
неиссякаемой жизнестойкостью народа, сохранившего силу своего деятельного
добра, нравственности. Все, что принесла война в мирные дома советских людей,
показано так конкретно, реально, зримо, что вслед за Твардовским хочется
кричать: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»
8. С какими земляками-писателями, поэтами Твардовского связывала
крепкая дружба?
Твардовский не одно десятилетие был дружен с М. В.
Исаковским, Н. И. Рыленковым, И. С. Соколовым-Микитовым, Ефремом Марьенковым,
Владимиром Смолиным, Александром Гитовичем, Сергеем Фиксиным, литературоведом
Адрианом Македоновым.
9. Как вы думаете, почему А. Т. Твардовский своей поэме
«Василий Теркин» дал подзаголовок «Книга про бойца»?
Подзаголовок «Книга про бойца», на мой взгляд,
существенно смещает смысловые акценты – речь в поэме ведь речь идет не только о
смоленском парне Василии Теркине, как бы ни был он многогранно талантлив и
по-человечески интересен, а о миллионах солдат многомиллионной страны, которые
ведут бой с захватчиками, бой «святой и правый.//Смертный бой не ради славы,//Ради
жизни на земле». А такой бой не под силу одному. И поэтому Василий Теркин почти
сразу стал восприниматься читателями и как совершенно реальный человек, и как
символ всех советских солдат, что «в ответе за Россию, за народ и за все в
ответе». Недаром же Твардовский многократно подчеркивает не просто единство, а
слитность, спаянность бойцов в различных ситуациях военного бытия.
Свет пройди, -
нигде не сыщешь,
Не случалось видеть
мне
Дружбы той святей и
чище,
Что бывает на
войне.
В Теркине, по словам самого автора, - «пафос пехоты,
войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти». Мне, читателю 21
века, кажется. что в Теркине – пафос всего удивительного содружества -
советского народа, вступившего в «страшный бой… кровавый, смертный бой не ради слава,
ради жизни на земле». Теркины – дети бойцов двадцатых годов, внуки солдат
первой мировой и потомки своих далеких
предков, бившихся за свободу Руси. «А солдат солдату – брат». Так и оказываются
они в одной связке жизни. «Книга про бойца» - «книга бытия» солдата на войне.
Эта «Книга» уникальна: она включила в себя, по словам
автора, и лирику, и публицистику, песню, анекдот и присказку, разговор по душам
и реплику к случаю – удивительное многообразие поэтических форм общения с
читателем. Возник какой-то удивительный жанр, соединивший в себе «черты
классической эпопеи, и поэтической хроники текущих событий, описания и
дневника, непосредственного лирического отклика и трагедии в стихах небывалого
размаха, - в их взаимодействии и слиянии(А. Македонов). «Я» автора, «я» героя,
«я» любого солдата, любого человека на войне слились в «мы», имя которому –
народ.
10. О каком населенном пункте Твардовский писал:
Ни город это, ни
село –
Пустырь угрюмый и
безводный,
Где у развалин
ветер злой
В глаза швыряется
холодной
Кирпичной пылью и
золой…
Эти строки из стихотворения «В Смоленске», написанном в
1943 году. Нетрудно представить себе, какую боль испытывал Твардовский, как и
все смоляне, при виде разрушенного фашистами родного Смоленска, древнейшего
города Руси, того, что сердцу свято:
Два только года –
или двести
Жестоких нищих лет
прошло,
Но то, что есть на
этом, -
Ни город это, ни
село.
Ни город это, ни
село –
Пустырь угрюмый и
безводный,
Где у развалин
ветер злой
В глаза швыряется
холодной
Кирпичной пылью и
золой…
…………………………………
Два только года.
Жизнь с начала –
С огня, с воды, с
охапки дров.
Как понятен тот святой гнев на завоевателей и любовь к
простой и понятной каждому человеку мирной жизни в ладу со всеми, любовь к
земле родной, которые помогли нашему народу победить фашизм.
Сила силе доказала:
Сила силе – не
ровня.
Есть металл прочней
металла,
Есть огонь страшней
огня.
11. Последнее стихотворение, опубликованное при жизни
Твардовского, называют его нравственным заветом. Назовите произведение. Что
дает основание его так называть?
-Это стихотворение «К обидам горьким собственной
персоны». Иначе как нравственным заветом его и не назовешь. Его даже и
комментировать боязно – настолько емко, просто и точно сформулировал Александр
Трифонович основной нравственный закон жизни человека. Сам он, судя по
воспоминаниям людей, хорошо знавших его, следовал ему так же естественно, как и
дышал. Достаточно прочитать, в частности, что и как пишет о нем И. С.
Соколов-Микитов, чтобы понять, как вмещал в себя чужую судьбу Твардовский и как
умел сделать так, что чью-то душу отпускала боль.
В нем самом была такая внутренняя сила, сила совести, что
она передавалась всем, кто с ним соприкасался. В том числе и читателям его
творений, поскольку «всем радостям и болям мира было открыто его сердце, - так
же как и его поэзия» (А. Кондратович).
12. Выберите из произведений Твардовского цитату,
которая, по вашему мнению, могла бы стать емким эпиграфом к рассказу о подвиге
советского народа в годы Великой Отечественной войны, трагедии военного
лихолетья.
К рассказу о подвиге советского народа в годы Великой
Отечественной войны, трагедии военного лихолетья я бы взял следующие емкие
слова:
Война – жесточе
нету слова.
Война – печальней
нету слова.
Война – святее нету
слова.
В них – и ужас всего
того, что несет война людям, и страшная боль утрат, и величие подвига народа,
отстаивающего свою независимость.
13. Это стихотворение А. Т. Твардовский посвятил своему
земляку, «чьим подвигом в веках отмечен век». В нем он пишет:
Но кровь одна, и вы
– родные братья,
И не в долгу у
старших младший брат.
Я лишь к тому, что
всей своею статью
Ты так похож на тех
моих ребят.
Кто этот «младший брат»? О каких «старших братьях»
упоминает поэт?
-Это стихотворение называется «Космонавту», написано в
1961 году и обращено к Юрию Гагарину.
В этом лирическом послании, на мой взгляд, явно
прослеживается перекличка с поэмой «Василий Теркин» и некоторыми другими
произведениями о войне. Когда я прочитал стихотворение «Космонавту», сразу
вспомнилась глава «Переправа».
Ребята под Ельней, Вязьмой, Москвой, Сталинградом,
Курском, «на невидимом фронте» или где-либо в застенках гестапо сражались и
умирали, чтобы будущие поколения своими подвигами отмечали свое время, будь это
подвиги мирного труда или ратного. Тогда не прерывается связь эпох, связь
поколений. И поэтому Твардовского так радует, что его земляк, первый в мире
летчик-космонавт, «всей своею статью», духовной и нравственной силой так похож
на бойцов за Родину, что «миру – со своею рядом – их молодость представил и
судьбу». Поэт подчеркивает:
Так сохранилась
ясной и нетленной,
Так отразилась
в доблести твоей
И доблесть тех, чей
день погас бесценный
Во имя наших и
грядущих дней.
(Выделено мной. – Максим Слепцов)
14.С какими печатными изданиями сотрудничал А. Т.
Твардовский в качестве репортера и селькора, военного корреспондента. Как
называется журнал, который редактировал поэт и который стал символом свободы
слова в период хрущевской оттепели?
-А. Т. Твардовский сотрудничал со многими изданиями.
Первая его заметка «Как происходят перевыборы
кооперативов» была опубликована в газете «Смоленская деревня» 15 февраля 1925
года. 19 июля 1925 года эта же газета напечатала его первое стихотворение
«Первая изба».
Затем его заметки, статьи, стихи, корреспонденции
появляются в разных газетах: «Рабочий путь», «Юный товарищ», «Рабочий товарищ»,
«Красноармейская правда», «Красный черноморец», «Брянская правда», «Брянский
рабочий», в сборниках и местных журналах, в том числе в журнале «Западная
область», а затем в московских изданиях. В частности, Михаил Светлов напечатал
стихи девятнадцатилетнего Твардовского в толстом журнале «Октябрь». Печатались
стихи и в «Крестьянском журнале». Потом его стихи и поэмы печатали разные
издательства: «Советский писатель», «Детгиз», «Воениздат», «Молодая гвардия»,
«Смолгиз», «Гослитиздат» и др.
С начала войны с Финляндией Твардовский сотрудничает с
газетой «На страже Родины» (ЛВО), где печатались стихи о Васе Теркине.
23 июня 1941 года он был назначен на должности писателя в
газету Киевского военного округа «Красная Армия» (вскоре она станет газетой
Юго-Западного фронта) и сразу же выехал на фронт. В этой газете он работал до
января 1942 года, несколько месяцев был в резерве, в середине 1942 года
получает назначение в газету Западного фронта «Красноармейская правда», где и
началась настоящая работа над поэмой «Василий Теркин».
Это станет самым значительным произведением военных лет,
настоящей поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны, художественным
памятником великой и трагической эпохи.
Главы поэмы печатались не только в газете, но и в
журналах «Красноармеец», «Знамя» и других печатных органах.
Теркин стал народным любимцем, нарицательным именем,
настолько точен, правдив, национален был этот созданный Твардовским образ.
Кроме этой поэмы, за годы войны Александром Трифоновичем,
конечно же, написано множество очерков, фельетонов, лозунгов, листовок, песен,
статей, заметок стихов, записи бесед с бойцами и командирами. Это был его вклад
в Победу.
В 1950 году Твардовский становится главным редактором
журнала «Новый мир» и с перерывом в три года будет возглавлять его по 1969 год.
Этот журнал при Твардовском был не только символом свободы, но и символом
писательской совести. Алексей Кондратович, сотрудник журнала вспоминает: «…
здесь работают, когда нужно, а не когда полагается по службе, рабочих часов
здесь фактически нет… Рабочий ритм был основательным и деловым».
Твардовский работал больше всех.
В журнале печатались по-настоящему лучшие произведения
того времени. Твардовский «не боялся ответственности, спокойно брал на себя
любую ношу, не страшился риска, смелого шага…» (А. Кондратович).
За свои слова в
ответе,
Я не даром на посту
–
Мертвый дух на этом
свете
Различаю за версту.
15. Какие поэмы и почему так и не были изданы при жизни
Твардовского?
-При жизни Твардовского не была издана поэмы «По праву
памяти», она вышла лишь в 1987 году. Почему? Как и всё у поэта, это
произведение поражает бескомпромиссной правдой, с которой поведано о
трагических событиях нашей истории. Мучительно размышляя о судьбе матери, отца,
братьев, Александр Трифонович тем не менее с присущей ему глубиной
проникновения в жизненный материал выражает общие чувства, народную точку
зрения на события тридцатых годов и послевоенных лет и свою собственную
гражданскую позицию.
Это не могло нравиться власть предержащим, и публикация
поэмы задержалась на многие годы.
Непросто складывалась судьба поэмы «Теркин на том свете».
В основном произведение было написано в 1954 году, распространялось по стране в
списках, а опубликовалось лишь в 1963 году с одобрения Н. С. Хрущева. Но
слишком много показал в ней Твардовский «всяческой мертвечины», и поэмы «канула
в небытие» вплоть до восьмидесятых годов двадцатого века.
16. Представьте себе, что вам предстоит провести
экскурсию по тем местам в Смоленске, которые связаны с жизнью и творчеством А.
Т. Твардовского. Предположите, пожалуйста, примерный маршрут такой экскурсии.
Я начал бы экскурсию с Запольного переулка. Там в доме №4
находится музей-квартира А. Т. Твардовского. Запольный переулок вливается в
улицу Твардовского. Затем отправился бы на Большую Советскую улицу. В доме №12,
в читальном зале книжного магазина выступали когда-то со своими стихами А. Т. Твардовский
и М. В. Исаковский.
Потом побывал бы в доме, где раньше, в двадцатые годы
находилась редакция газеты «Рабочий путь». С этой газетой Твардовский
сотрудничал.
Конечно же, не обошел бы вниманием дом, что на улице
Тухачевского, в котором был педагогический институт, где два с половиной года
учился А. Т. Твардовский.
Затем отправился бы в сквер на площади Смирнова, что
напротив гостиницы «Смоленск». Там в 1995 году к 85-летию поэта был установлен
памятник литературному герою Василию Теркину. На памятнике изображен
Твардовский, беседующий с бойцами. Автор – смоленский скульптор А. Г. Сергеев.
А потом я бы поехал на хутор Загорье, где брат Александра
Трифоновича Иван Трифонович восстановил родительское подворье. Все мы «родом из
детства», поэтому хотелось бы заглянуть в те места, которые связаны с детством
и ранней юностью великого земляка. |