Пятница, 22.11.2024, 18:28


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2016 » Октябрь » 5 » Задание со звёздочкой по литературе
09:34
Задание со звёздочкой по литературе
Сопоставьте сцену бомбардировки Смоленска из «Войны и мира» (т. 3, ч. 2, гл. IV), стихотворение Анны Ахматовой «Первый дальнобойный в Ленинграде» и фрагмент главы «Кто стрелял?» из поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин». Какие мотивы их объединяют?
А.Ахматова. Первый дальнобойный в Ленинграде

И в пёстрой суете людской

Всё изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат

Он, правда, был похож, как брат,

Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков

И вожделение лугов —

Весёлых ливней весть.

А этот был, как пекло, сух,

И не хотел смятенный слух

Поверить — по тому,

Как расширялся он и рос,

Как равнодушно гибель нёс

      Ребёнку моему.
А.Твардовский. Кто стрелял?
(Фрагмент)

И откуда по пустому

Долетел, донёсся звук,

Добрый, давний и знакомый

      Звук вечерний. Майский жук!

И ненужной горькой лаской

Растревожил он ребят,

Что в росой покрытых касках

      По окопчикам сидят.

И такой тоской родною

Сердце сразу обволок!

Фронт, война. А тут иное:

Выводи коней в ночное,

      Торопись на "пятачок”.

Отпляшись, а там сторонкой

Удаляйся в березняк,

Провожай домой девчонку

Да целуй — не будь дурак,

Налегке иди обратно,

           Мать заждалася...

И вдруг —

Вдалеке возник невнятный,

Новый, ноющий, двукратный,

Через миг уже понятный

      И томящий душу звук.

Звук тот самый, при котором

В прифронтовой полосе

Поначалу все шоферы

      Разбегались от шоссе.

На одной постылой ноте

Ноет, воет, как в трубе.

И бежать при всей охоте

      Не положено тебе.

ОТВЕТ.

о всех трёх текстах, предложенных для сопоставления, описывается война, вернее, вхождение войны в гущу мирной жизни. Приближение смерти воплощается в приближении звука — страшного, "постылого”, "сухого”, "ноющего”, "странного”, расширяющегося и подчиняющего себе всё. Он не похож ни на один привычный человеку мирный звук, хотя может и маскироваться под него ("на грома дальнего раскат он, правда, был похож, как брат” с немедленно возникающим "но” — у Ахматовой; соотнесение жужжания майского жука и летящего самолёта — у Твардовского; "засвистело что-то, как сверху вниз летящая птичка” — у Толстого). Этот звук несёт гибель всему, что составляет человеческую жизнь.

У Толстого есть фраза, которой он характеризует состояние героев романа в 1812 году: "распадение прежних условий жизни”. О значении этой фразы хорошо писал в своей книге «Роман Л.Толстого "Война и мир”» Сергей Бочаров: "Двенадцатый год перемещает силы и ценности… В самом горниле войны созидается мир — в том особом значении, которое это слово получило в системе «сцеплений» романа Толстого. Созидаются новые отношения между людьми, на совершенно иной основе… но такие отношения, которые должны были бы быть всегда”. Здесь — одна из формул «Войны и мира».

Так вот, предложенные нами прозаические и поэтические фрагменты содержат в себе как бы точку, зерно, из которого стремительно будет развиваться продолжение. Эта точка — начало "распадения прежних условий жизни”. Если хотите, возникновение войны внутри мира как первый этап к складыванию мира внутри войны. Причём этот второй этап представлен у трёх авторов тоже похоже (при всей жанрово-видовой разности их произведений). Толстой будет выявлять новую общность (состояние миром) через целый ряд "сцепляющихся” эпизодов третьего и четвёртого томов (и начнёт это делать уже в "смоленской” главе — через поведение купца Ферапонтова). У Твардовского эту же роль будут выполнять все главы поэмы «Василий Тёркин», складывающиеся в "книгу про бойца” — народ, победивший смерть (особенно ярко в главе «Смерть и воин»). Ахматовское же стихотворение, заканчивающееся, как кажется, словами "гибель нёс ребёнку моему”, оказывается вписанным в контекст всего цикла «Ветер войны» — со знаменитым «Мужеством», со стихотворением «А вы, мои друзья последнего призыва!..» и с финальными строками «Победы»: "Пусть женщины выше поднимут детей, // Спасённых от тысячи тысяч смертей, — // Так мы долгожданной ответим”.
Категория: КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ | Просмотров: 1294 | Добавил: admin | Теги: олимпиадные задания по литера, контрольные вопросы по русской лите, русская литература ХIХ века, творческие задания по литературе дл | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0