1. Подготовьте рассказ о том,
какие впечатления детских и отроческих лет способствовали формированию
«русского гения». Почему детство Пушкина многие знатоки его творчества считают
счастливым? Какие впечатления детских лет облегчали Пушкину возложенную на него
историей отечественной литературы задачу создания русского литературного
языка?
2. Анализируя стихи Пушкина,
посвящённые дню лицейских годовщин, дайте характеристику того духовного
братства, которое сложилось между лицеистами. Почему Пушкин называл союз
выпускников лицея «прекрасным»?
3. Проследите по тексту
«Воспоминаний в Царском Селе» движение поэтической мысли Пушкина. Как
использует и обновляет юный поэт традиции классицистической оды XVIII века? Что сближает стихи Пушкина с «Певцом во стане
русских воинов» В. А. Жуковского и в чём заключается пушкинская оригинальность
в решении гражданской темы?
4. Подготовьте самостоятельный
разбор одного из пушкинских стихотворений петербургского периода («К
Чаадаеву», «Вольность», «Деревня» и др.). В процессе анализа покажите, что
нового вносит Пушкин в поэзию «гражданского романтизма», её тематику и особенности
художественной формы.
5. Подготовьте связный рассказ
о жизни и творчестве Пушкина периода южной ссылки. В чём пушкинская
литературная и общественная позиция совпадала с декабристами и в чём
принципиально с ними расходилась?
6. Наказанием или благом
обернулась для Пушкина ссылка в Михайловское? (Развернутый ответ сопроводите
доказательствами и примерами из писем поэта и его произведений.)
7. Подготовьте ответ на вопрос:
в чём видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах своё
право на бессмертие?
8. Почему Пушкин протянул руку
Николаю I и в какие отношения с царём он вступил? Сохранял ли он в
этих отношениях внутреннюю свободу? (Ответ подтвердите текстами пушкинских
произведений.)
9. Какие мотивы звучат в
философской лирике Пушкина, в чём заключается её художественное своеобразие?
Раскройте смысл поэтического диалога Пушкина с митрополитом Филаретом.
10. Продумайте рассказ о
любовной лирике Пушкина, обратив внимание на следующие вопросы: почему
Белинский сказал, что любовь у Пушкина – «это
не просто чувство человека, но чувство человека-художника»? Каков содержательный
смысл композиции стихотворения «Я помню чудное мгновенье...»? Что подкупает
вас в стихах «На холмах Грузии...» и «Я вас любил...»? Какими художественными
средствами передаёт поэт драматизм любовного чувства?
11. Охарактеризуйте лирику
Пушкина конца 1830-х годов. Как изменяется любовь Пушкина к жизни в позднем
лирическом творчестве, почему осень является для него надежным источником
поэтического вдохновения?
12. Как обновляет Пушкин традиционный поэтический жанр в
стихотворении «Элегия»?
13. Подготовьте сообщение «Тема
Петра Великого в поэмах Пушкина».
14. На чьей стороне – Всадника
или бедного Евгения – находится Пушкин?
15. Какую роль играет в поэме
«Медный всадник» образ разбушевавшейся
стихии?
16. Подготовьте доклады:
«Москва и Петербург в жизни Пушкина», «Дуэль и смерть Пушкина».
17. Обращаясь к тексту романа,
докажите правоту слов Белинского о «Евгении Онегине» как «энциклопедии русской
жизни».
18. Почему Пушкин при написании
романа создал специальную онегинскую строфу? В чём её структурные и
содержательные особенности? (Ответ сопроводите собственным анализом выбранной
вами строфы.) Как понять слова Пушкина о «дьявольской разнице» между романом в
стихах и романом в прозе?
19. Проследите по тексту романа
соотношение поэтического и повествовательного сюжета, времени автора и времени
героя. Какую роль играет диалог двух времён в создании реалистического
характера героя? В какой момент начинаются приятельские отношения автора с
героем? В чем сходство и различия между героем и автором? Какую роль играют в романе автобиографические
строфы? Что это: лирические отступления или
значимая для понимания главного героя романа сюжетная линия?
20. Покажите, как
осуществляется типизация характера Онегина в 1-й главе романа.
21. Проследите по тексту романа
условия воспитания Ленского: чем они отличаются от онегинских и как это
сказывается на различиях в характерах героев? Какой дополнительный приём в
типизации характера Ленского-поэта использует Пушкин?
22. Сравните условия жизни Онегина
с условиями жизни Татьяны. Какие обстоятельства способствовали формированию
«русской души» Татьяны?
23. Сделайте сопоставительный
анализ сна Татьяны и сцены её именин. В чём проявляется глубокая интуиция
героини?
24. Можно ли согласиться с Г.
А. Гуковским, что в последней главе романа мы видим переродившегося Онегина?
25. Какая тайна души Татьяны
ускользает от Онегина при встрече с нею в великосветских гостиных?
26. Сопоставьте письмо Татьяны
с письмом Онегина. В чем сходство и различия между ними?
27. Раскройте смысл пушкинской
поэтической формулы «даль свободного романа».
Дополнительные вопросы и
задания по творчеству Пушкина на
профильном уровне изучения:
1.Объясните причины
«очарованности» русской классической литературы Пушкиным Почему без стремления
к подражанию она остается в кругу тем, сюжетов и образов, созданных Пушкиным?
Приведите в подтверждение собственные
примеры.
2.
Как вы понимаете слова Льва Толстого о том, что «все предметы поэзии предвечно
распределены по известной иерархии»? Связаны ли эти слова с пушкинским
пониманием природы поэтического вдохновения? Как они соотносятся с
высказыванием П. А. Плетнева о том, что национальный язык «не есть произвол, не
есть собственность автора»? Почему Пушкин видел в поэтическом творчестве не
«самовыражение», а «служение»?
3. Как «всемирная отзывчивость»
Пушкина помогала ему решать те задачи, которые стояли перед русской литературой
его времени? Кто, по-вашему, более прав в характеристике пушкинского
«протеизма» — Достоевский или Аполлон Григорьев? Используёте при ответе на этот
вопрос анализ стихотворения Пушкина «Подражания Корану» (IХ «И путник усталый на Бога роптал…»).
4. Проведите сопоставительный
анализ прощальной песни Чайльд Гарольда из 1-й главы поэмы Байрона с элегией
Пушкина «Погасло дневное светило» и покажите сходство и различия между ними.
5. Прочтите эпизод прощания с
морем в 4-й главе «Чайльд Гарольда» Байрона и сравните его со стихотворением
Пушкина «К морю». Определите характер диалога Пушкина с Байроном.
6. Напишите сочинение-миниатюру
на тему «Диалог с Байроном в произведениях Пушкина южного периода». С какими
противоречиями столкнулся Пушкин при работе над романтическими поэмами и какой
выход из них он нашёл? Почему Пушкин сказал, что он не годится «в герои
романтического стихотворения»?
7. Составьте на основе
материала учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем,
развёрнутый план по теме «Характерные отличия «Бориса Годунова» Пушкина от
трагедии классицизма».
8. Проследите по тексту
трагедии эпизоды, в которых возникает детская тема, и объясните, какую роль эта
тема играет в сюжете трагедии.
9. Покажите на конкретных
примерах из текста трагедии, как Пушкину удается показать скрытое действие той
Силы, которая управляет всем. Почему ни народ, ни Борис Годунов не имеют права
претендовать на роль этой Силы?
10. Дайте
сравнительно-сопоставительный анализ стихов Пушкина о назначении поэта и поэзии
(«Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Обратите внимание на сходство и
различие в содержательной и поэтико-философской позиции Пушкина в этих стихах.
11. Покажите взаимосвязь темы
Стихии в «Медном всаднике» и «Капитанской дочке» Пушкина. В чём, по-вашему
сходство и различие в звучании этого
мотива?
12. Почему Татьяна называет
Онегина «рабом мелкого чувства»? Познакомьтесь со статьями Белинского и
Достоевского о поступке Татьяны и попытайтесь вступить в полемику с ними,
опираясь на текст романа.
13. В чём смысл художественного
диалога между «Маленькими трагедиями» и «Повестями Белкина»? Как включается в
этот диалог «Пиковая дама»?
14. Напишите сочинение-миниатюру
«Мой диалог с Мариной Цветаевой в оценке Пугачева и Гринева в повести Пушкина
«Капитанская дочка». |