Во второй половине XIX века в литературе закрепляются
основные «специализации»: проза, поэзия, драматургия, критика. После долгих лет
господства поэзии на первое место выходит проза. А самые большие достижения
русской литературы этого времени связаны с жанром романа. Именно роман вывел
русских писателей в первый ряд мировой литературы. Русский роман создал новый
тип героя и новый тип конфликта. Это не столько внешний конфликт – героя со
средой, сколько внутренний – героя с самим собой, хорошего «я» с плохим «я».
Герой русского романа ставит перед собой не материальные, а духовные задачи,
главная из которых – жить хорошей жизнью, то есть в согласии с совестью. В этом
была новизна русского романа. В западноевропейском романе, выросшем из
авантюрной литературы, персонажи действовали в соответствии с обстоятельствами,
то есть подчинялись внешнему конфликту. Проще говоря, в западноевропейском
климате «Преступление и наказание» превратилось бы в «Историю одного
преступления». А в романе Достоевского после преступления все только и
начинается. В русском романе герой действовал, чтобы преодолеть внутренний,
духовный конфликт. Поэтому сюжет русского романа не такой увлекательный, более
размытый. Зато русский роман приобретает психологическую глубину и философскую
напряженность.
Выдающимися романистами второй половины XIX века были
Иван Сергеевич Тургенев, Иван Александрович Гончаров, Федор Михайлович
Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Николай Семенович Лесков. |