Мне кажется, что Достоевский все время пытался написать
«роман с продолжением». То есть очень увлекательный, «с тайной». Набор тайн
стандартный: 1) тайна рождения, 2) кто убил, 3) куда деньги деваются.
Желательно с юмором. Роман с продолжением – это произведение, которое
печатается отрывками в литературном журнале. Значит, надо сохранять интригу до
конца. Если роман увлечет читателей, то тиражи журнала растут. С юмором у
Достоевского получалось тяжеловато, а вот детективный сюжет он использует почти
всегда. Непредсказуемости произведению добавляет использование в сюжете
азартных игр. И, конечно, «роковая любовь» – куда ж без нее?
Чтобы держать читателя в напряжении, для «романа с
продолжением» мало одной интриги, нужны еще «перипетии» – неожиданные повороты,
усложняющие сюжет. Например, в романе «Преступление и наказание» молоденький
рабочий вдруг признается в убийстве, которого не совершал. Этот «нежданчик»
сбивает с толку и следствие, и читателя. А еще герои Достоевского – очень
разговорчивые ребята. Они ходят из дома в дом и разговаривают, разговаривают,
разговаривают… И в каждом разговоре они пытаются доискаться до истины: зачем
живет человек на свете, в чем его вера и кто кому чего сказал, какое при этом у
него было выражение лица, и вообще – что он имел в виду, когда говорил. Дело
это, как известно, затратное и безрезультатное. Очень любят герои Достоевского
выворачивать душу наизнанку, а также долго и подробно излагать свои взгляды на
мир. У каждого своя «теория». Читать эти бесконечные диалоги и монологи
довольно тягостно. Однако во всем мире Достоевского ценят за «психологию», за
то, что он «проник в тайники души». Благодаря популярности Достоевского, многие
иностранцы уверены, что все русские – Раскольниковы, Карамазовы и Настасьи
Филипповны, то есть такие глубокие, страстные и непредсказуемые, что лучше от
них держаться подальше.
В произведениях Достоевского почти нет пейзажей. Действие
происходит в помещении, часто очень неприглядном: в грязном душном трактире, в
убогой каморке, на каторге, в номере дешевой гостиницы…
Да, все так. Но почему же тогда Достоевский – один из
самых читаемых в мире писателей? Потому что его сюжеты и его герои отвечают не
только на вопрос, кто и за что убил или кто на ком женился. Это всего лишь
интрига. А тайна, которую разгадывают герои Достоевского и он сам, разгадывают
ценой ошибок и страданий, – это тайна веры. Во что верить, когда верить,
кажется, уже не во что? А жить без веры нельзя.
Герои романов Достоевского живут одновременно в двух
мирах – в реальном мире и в мире идей. Русский человек, по слову Достоевского,
«широк»: в нем сочетаются и «бездны», и высоты духа, и любовь к ближнему, и
презрение к человечеству. Так же двойственны и «идеи», которым страстно преданы
герои: они одновременно могут быть и благородными, и бесчеловечными. Герой
романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников выстраивает безупречную
теорию, по которой преступление во имя высокой цели морально оправдано. Он идет
на чудовищный эксперимент, на убийство, чтобы доказать себе, что он, Раскольников, –
именно тот сверхчеловек, который избавит мир от зла, а значит, ему не грозят
нравственные страдания убийцы. Но вся его жизнь после преступления превращается
в сплошное наказание. Раскольников испытывает нравственные муки, они усиливаются
тем, что он сознает, что никакой он не сверхчеловек, а обычный, слабый. И не
может понять, что эта слабость – на самом деле сила. Сила скрытой в нем,
задавленной, но живой человечности. Однако до конца он верит в безошибочность
своей теории. И она действительно не может быть опровергнута логическими
доводами. Она опровергается тем, в чем нет никакой логики, – верой и
любовью.
Избавьте нас от спасателей мира. Мир спасет Спаситель. И
другого пути, и другой веры, другой «теории» – нет. Так говорит Достоевский.
Он первым в литературе нового времени вводит в идейно‑художественную
ткань произведения христианско‑православное, религиозное чувство, и оно
становится высшим судьей в бесконечных идейных спорах его героев. В своих
романах Достоевский создает образы героев – носителей христианской морали,
которые не словами, а своей жизнью доказывают ее высшую правоту. В романе
«Преступление и наказание» это Соня Мармеладова, «вечная Сонечка» – символ
самопожертвования во благо ближнего. Такой герой должен выглядеть в глазах
окружающих как дурачок, юродивый, блаженный, идиот.
Именно так – «Идиот» – называется роман Достоевского, в
котором этот герой становится центральным. Князь Мышкин болен, ненормален, так
его и воспринимают окружающие. Однако весь ход романа приводит читателя к
мысли, что на самом деле болен весь мир, погрязший в грехах корыстолюбия,
гордыни, суетности, торгашества. И нормален лишь «идиот», живущий по законам
любви и совести.
Итоговым произведением Достоевского становится роман
«Братья Карамазовы». Как и большинство произведений писателя, он построен на
детективной интриге. При загадочных обстоятельствах убит Федор Карамазов. У
него четверо взрослых сыновей, из них трое законных – Дмитрий, Иван, Алексей и
внебрачный – слуга Смердяков. Вопрос «кто убил?», как всегда у Достоевского,
перерастает в вопрос о мотивах, причинах преступления. Ответ на этот вопрос не
может быть однозначным: никто не виновен, и виновны все. Четыре брата – это
словно четыре ипостаси (стороны) единого национального, русского характера, в
котором есть все: и мерзость падения, и высота святости, и желание осчастливить
мир, и безмерное честолюбие, и чувственность, и жертвенность…
Хотя Достоевский всегда имел в виду русского героя, во
всем мире его произведения воспринимаются как глубочайшее исследование
человеческой души вообще, как отрицание всякой идеологии, построенной на
насилии над человеком, как страстное отрицание тезиса «цель оправдывает
средства». |