Но появляются и первые светские произведения, в первую
очередь летописи. Летописи – это погодные («по годам») записи, отмечавшие
важнейшие события: начало и конец княжений, распри между князьями
(междоусобицы), битвы с внешними врагами, строительство храмов, засухи и
морозы, неурожаи, эпидемии и т. д. Первой русской летописью считается
«Повесть временных лет», созданная в начале XII века. Это почти единственный
памятник, в котором описываются дохристианская, языческая история Русской земли
и события XI века.
Летопись – это и древнерусский учебник истории, и
средневековое средство массовой информации. Летописец должен быть правдивым и
нести ответственность только перед Богом.
Но всегда ли правдив историк? Всегда ли пишет и говорит
правду журналист?
В «Повести временных лет» летописцы, опираясь на устные
предания и легенды, рассказывают, «откуда есть пошла Русская земля»: о
племенах, населявших территорию будущей Руси, об основании Киева, о первых
русских князьях, об их походах и битвах, о принятии христианства, о кровавых
княжеских междоусобицах. Насколько она была правдивой?
Вот рассказывается об истории прихода варяжских князей на
Русь. Мол, тупые и дикие славяне к порядку приучены не были и сами собой
управлять не могли. И тогда стали искать антикризисного управляющего среди
заграничных князей. Ну, как сейчас на «АвтоВАЗ» или в сборную по футболу.
Первым топ‑менеджером стал скандинавский князь Рюрик. От него и пошли все
русские князья, а потом и цари. Все они были Рюриковичи. Непатриотично?
Как сказать. Наоборот, сразу становилось ясно, что русские князья не абы кто, а
с родословной. Варяжские князья, конечно, были так себе, но все же импортные.
Захудалый, но все же бренд. А для того, чтобы Русь признали соседи, нужно было
показать, что власть на Руси законная, что это не какие‑нибудь самозванцы.
Проверить правдивость легенды о «призвании варягов» невозможно. Но она
доказывала законность княжеской власти на Руси.
Приведем еще один пример. В «Повести временных лет» есть
эпизод с участием апостола Андрея. Апостол – ученик Христа. После смерти и
воскресения Спасителя апостолы отправились в разные земли распространять
христианскую веру. Апостолу Андрею досталось северное направление. Он шел вверх
по Днепру и остановился на живописных холмах. «Вот здесь, – сказал
он, – будет великий город, и воссияет благодать Божия, и воздвигнется
множество церквей». И тут же поставил крест. Вы, конечно, догадываетесь, что
именно на этом месте возник Киев, ставший не только столицей, но и центром
христианства на Руси. И неважно, был ли апостол Андрей на Киевских горах,
говорил ли он такие слова – летописец эту легенду использовал, чтобы доказать:
христианство пришло на Русь не как грипп и не по указу князя Владимира. Оно
было предсказано учеником Христа и, следовательно, возникло по воле самого
Бога. Летописец как бы говорил: мы приняли христианство не по расчету, а
исполняя Божественное предначертание. Мы такие же христиане, как и весь
остальной крещеный мир, и с законностью власти и религии у нас все в порядке. И
учителя нам не нужны. Сами кого хочешь научим.
Таких легенд, непроверяемых, но очень выигрышных для
власти, в «Повести временных лет» много. Вот такой древнерусский PR.
Поэтичные рассказы, входящие в состав летописи, послужили
сюжетами для художественных произведений. Например, легенда о смерти князя
Олега от своего коня стала основой для «Песни о вещем Олеге» Пушкина. |