1. В чём сходство
и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова? Почему Белинский связывал с
творчеством Лермонтова начало новой, послепушкинской эпохи в русской литературе?
2.Подготовьте рассказ о детстве
Лермонтова. Какие впечатления детских лет способствовали его раннему
взрослению?
3. Расскажите об интеллектуальной
атмосфере, окружавшей Лермонтова в Московском Благородном пансионе. Какое
влияние оказала она на становление его поэтического таланта? Ответ подтвердите
анализом его юношеских стихов.
4. Напишите сочинение-миниатюру
на тему «Религиозные мотивы в лирике Лермонтова».
5. Какие тайны русского
национального характера раскрыл Лермонтов в стихотворениях «Песня про купца Калашникова...»
и «Бородино»?
6. Сопоставьте воспоминания
Тургенева о Лермонтове со стихами «Как часто пестрою толпою окружён...» и найдите
моменты совпадения образа поэта в прозе Тургенева с лирическим героем
стихотворения. Что нового вносит Лермонтов в жанр элегии?
7. Как изменилось отношение
поэта к «самопознанию» в стихотворении «Дума»? В чём видит поэт слабость людей
своего поколения?
8. Раскройте философский смысл
стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно...».
9.
Подготовьте рассказ о второй ссылке Лермонтова на Кавказ. Какое настроение
преобладает в его стихотворении «Тучи»?
10. Проанализируйте
стихотворение Лермонтова «Валерик». Какие приемы использует поэт для передачи
трагически-бессмысленной сути войны?
11. Дайте анализ лермонтовского
стихотворения «Родина», обратив внимание на его композицию и систему образов.
12. Подготовьте рассказ о
творческой истории романа «Герой нашего времени». Объясните содержательный
смысл композиционного построения этого романа. (В какой последовательности
сменяются повествователи в романе и почему? С какой целью Лермонтов нарушает
хронологическую последовательность повестей? Для чего ему нужны «дневниковые»
главы романа?)
13. Покажите сходство и
различия между Онегиным и Печориным. Каковы особенности героя времени
лермонтовской эпохи в сравнении с пушкинской эпохой 1820-х годов?
14. Почему рассказ о любви
Печорина к Бэле ведется от лица Максима Максимыча? Почему эта любовь была обречена?
15. Почему описание портрета
Печорина делает сам автор? Как сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем
раскрывает их характеры? Кому из героев вы здесь сочувствуете и почему?
16. Какие черты характера
Печорина раскрываются в повести «Тамань»?
17. За что Печорин презирает
Грушницкого? Как проявляется его характер в сцене дуэли? Похожа ли эта дуэль на
дуэль Онегина и Ленского?
18. В чём изъян печоринского
ума, являющийся источником двойственности всех его поступков и переживаний?
Покажите этот изъян на примере отношений Печорина с княжной Мери и другими
героями романа.
19. Проанализируйте отношения
Печорина с Верой. Способен ли герой на истинную любовь?
20. Почему роман заканчивается
главой «Фаталист»?
21. Какие приемы типизации
использует Лермонтов, отделяя себя от Печорина? В чем «разность» в характерах
автора и героя?
22. Подготовьте сообщение на
тему «Герой нашего времени» как социально-психологический роман».
Дополнительные вопросы и задания по творчеству Лермонтова
для профильного уровня:
В чём принципиальное отличие
лермонтовской эпохи от эпохи пушкинской.
2. Дайте разбор лермонтовских стихотворений,
свидетельствующих об увлечении поэта творчеством Байрона. В чём сходство и
различия Лермонтова с Байроном в художественном решении образа Наполеона?
3. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Тучи» с
«Тучей» («Последняя туча рассеянной бури…») Пушкина. Покажите различие в
мироощущении двух поэтов и в стиле их
стихов.
4. Сопоставьте стихи Лермонтова
«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» со стихотворением Пушкина «Я вас любил…».
Попытайтесь определить сходство и различие этих стихов и свяжите их с общим
характером творчества Лермонтова и Пушкина.
5. Дайте обобщённую
характеристику лирического героя Лермонтова. В чём его принципиальное отличие
от лирического героя пушкинской поэзии?
6. Напишите сочинение-миниатюру
«Стихотворение «Пророк» у Пушкина и
Лермонтова». Покажите различие во взгляде поэтов на судьбу творческой личности.
7. Сопоставьте образ Демона в
стихотворениях Пушкина «Демон» и «Ангел» с Демоном одноимённой лермонтовской
поэмы. Как Лермонтов развивает пушкинскую традицию?
8. Для чего нужно Лермонтову
восприятие Печорина глазами Максима Максимыча? Какую роль играет этот герой и
его взгляд на мир в раскрытии сильных и слабых сторон характера Печорина?
9. Дайте сопоставительный
анализ образов Печорина и Грушницкого. Какой содержательный смысл в романе имеет установка Лермонтова на
пародию
10. Есть ли у Печорина друзья? Можно ли назвать
его другом доктора Вернера?
11. Какие лирические
стихотворения Лермонтова вы вспоминаете, следя за судьбой Печорина и почему?
12. Почему Белинский назвал
Печорина «страдающим эгоистом»? Можно ли эту характеристику отнести к Демону
Лермонтова? Как раскрывается характер главного героя в реалистическом романе и
в романтической поэме? Как изменялся образ Демона в восьми редакциях поэмы? |