1.
Вспомните уже изученные вами ранее и прочитанные летом произведения
Тургенева. Опираясь на текст учебника и привлекая собственные наблюдения,
продумайте сообщения в классе на следующие темы: «Преходящее и вечное в
художественном мироощущении Тургенева»;
«Общественные взгляды
Тургенева»; «Детские, юношеские и молодые годы Тургенева».
2. Попытайтесь показать, как Тургенев раскрывает
трагическую природу любви в прочитанных вами или изученных в прошлые годы
произведениях: «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды». Почему Тургенев
подвергает своих героев испытанию любовью?
3. На основе прочитанных вами произведений Тургенева
создайте обобщённый портрет «тургеневской девушки».
4. Используя тексты известных вам рассказов из «Записок
охотника», покажите, как раскрывает Тургенев красоту и силу народных характеров,
их единство с природой; подтвердите правоту Белинского, говорившего о новом
подходе Тургенева к освещению народной темы.
5. Подготовьте сообщение о своеобразии «Записок
охотника» и их роли в общественном
движении и в истории русской литературы второй половины Х1Х века.
6. Объясните, почему в 50–60-х годах Тургенев оставляет
народную тему и обращается к повестям и романам из жизни русского человека культурного
слоя? Как изменяется облик центрального героя романов Тургенева от «Рудина» – к
«Дворянскому гнезду» и «Накануне»?
7. Объясните, почему
в качестве образца для русских «новых людей» Тургенев предложил в романе «Накануне» не русского революционера,
а болгарина Инсарова?
8. Почему
интерпретация романа «Накануне» в статье Добролюбова «Когда же придет
настоящий день?» явилась поводом к разрыву Тургенева с журналом
«Современник»?
9. На основе анализа первых глав романа и особенно споров
Базарова с Павлом Петровичем покажите трагический характер основного конфликта
между «отцами» и «детьми». Что вас привлекает и что отталкивает в позициях
героев-антагонистов?
10. С опорой на текст романа подготовьте рассказ о том,
почему начиная с XIII
главы конфликт произведения из внешнего (Базаров и окружение) переводится во
внутренний план (в душу самого Базарова)?
11. Дайте анализ авторского описания душевного
состояния героя после
его увлечения Одинцовой
(гл. XVII). Покажите,
как эта любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к
мировоззренческому кризису?
12. Проанализируйте сцену признания Базарова Одинцовой и
объясните, почему любовный порыв Базарова испугал героиню.
13. Как трагическая природа конфликта раскрывается в любви Базарова к Одинцовой?
14. Внимательно
прочтите XX и XXI главки романа и подготовьте ответ на вопрос:
«Какой жизненный урок получает Базаров под кровом родительского дома?»
15. Прочтите сцену
объяснения Базарова с Фенечкой; какую роль играет она в опровержении
вульгарного взгляда Базарова на суть отношений между мужчиной и женщиной?
16. Дайте анализ
сцены смерти Базарова, обратите внимание на то, какие силы помогают Базарову
мужественно принять смерть.
17. Объясните роль
эпилога в «Отцах и детях»; с какой целью Тургенев обращается в эпилоге к
пейзажу, перекликающемуся с картиной природы в 3 главке романа?
18. Опираясь на
текст учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу,
подготовьте рассказ о жизни и творчестве Тургенева конца 1860 – начала 1880-х
годов.
Дополнительные вопросы и задания по творчеству Тургенева
на профильном уровне:
1. Дайте общую характеристику художественного времени в
романах Тургенева в сравнении с романами Пушкина и Лермонтова. Как развивает
Тургенев в своих романах («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне») пушкинские
традиции? Почему Д. С. Мережковский назвал Тургенева «гением меры»?
2. Какую роль в романах и повестях Тургенева играют
художественно-философские мотивы?
3. Что нового внёс Тургенев в характеристику типа
«лишнего человека» в русской литературе?
4. Почему Ромен Роллан сказал, что из каждого рассказа
«Записок охотника» мог бы выйти целый роман Толстого? Раскройте роль Тургенева
как писателя-первопроходца в русской литературе второй половины ХIХ века.
5. Какие исторические события привели Тургенева к мысли,
что творческой силой истории является интеллигенция – «культурная прослойка»
общества?
6. Опираясь на текст
учебника и рекомендованную учителем
дополнительную литературу,
подготовьте рассказ о творческой истории романа Тургенева «Отцы и дети». В чём
суть полемики Тургенева и Добролюбова? Кого можно назвать прототипами Базарова?
7. С какой сложностью столкнулся писатель в раскрытии
характера Базарова? Какими приёмами пользуется Тургенев для прояснения
авторской позиции в изображении главного героя романа?
8. Что сближает Павла Петровича с Базаровым в их
словесных поединках и жизненной судьбе? Какую роль играет в романе рассказ
Аркадия о «загадочной любви» Павла Петровича к княгине Р.?
9. Познакомьтесь с
анализом сцены смерти Базарова в статье
Писарева «Базаров». В чём вы согласны с критиком и что вам кажется в его
трактовке слабым и неубедительным?
10. Прочтите
доступные вам статьи об «Отцах и детях» (М. Антоновича, Д. Писарева, Н.
Страхова) и подготовьте сообщение ««Отцы
и дети» в русской критике 60-х годов». Объясните,
почему разноречивая оценка романа глубоко огорчила Тургенева? Почему, на ваш
взгляд, не все критики увидели в романе трагические мотивы?
11. Подготовьте
рассказ о творчестве Тургенева после «Отцов и детей», обратив внимание на
следующие вопросы: Почему следующему роману Тургенев дал название «Дым»? Как
оценил Тургенев деятельность революционных народников в романе «Новь»? Почему
«Стихотворения в прозе» открывает «Деревня», а завершает «Русский язык»? |