В его демонизме есть что‑то возрастное, юношеское.
Смотрите, какой я не такой, какой глубокий, какие во мне бездны духа
разверзаются! Ну кому это не знакомо? Но Лермонтов потому и гений, что чувствует
ограниченность, бесплодность и пустоту отрицания. Невозможно жить без любви. И
в его поэзии все сильнее звучат другие мотивы. Любовь к «простому
человеку», любовь к Богу и его творению – прекрасному миру, стремление найти
успокоение в религиозном чувстве, воспоминания о безмятежном детстве. И,
наконец, именно Лермонтову удалось сделать то, что не удалось даже Пушкину. Он
написал стихотворение «Родина». Оно тоже начинается с отрицания, но
заканчивается таким проникновенным, простым и глубоким признанием в любви к
этой тихой и скромной земле. В этих стихах – начало всей русской лирики о
родине.
Лирика Лермонтова разнообразнее, глубже, изощреннее
пушкинской. Несомненно, и прозу бы (опять «бы») он поднял на новый уровень.
Важной для всей русской литературы была попытка Лермонтова создать
психологический роман («Герой нашего времени»), в котором воплотился
противоположный, но родственный Онегину тип человека – человека, наделенного и
интеллектом, и волей, но не «угадавшего» своего высокого предназначения. Это
была гениальная, но попытка. Если бы впереди была целая жизнь! Если бы…
Пушкинский Онегин, не найдя цели в жизни, томится от
скуки. Лермонтовский Печорин из «Героя нашего времени» неистово ищет высокую
цель своей жизни. Она непременно должна быть, ведь какой смысл жить на свете,
если не видишь смысла в существовании? Он бросается в невероятные приключения,
рискует, испытывает себя в разных ситуациях: в любви к дикарке‑горянке, в бою,
на дуэли, он ворошит разбойничье гнездо и исповедуется в своем дневнике. Но
везде его ждет разочарование. Потому что ищет он не так и не там. Потому что
нет в нем любви и уважения к людям. Он так и не доживет до понимания, что смысл
жизни – в жизни для других. Это поймут другие герои русской литературы. |