В истории русской поэзии сложилось так: первое место
занимает Пушкин, второе Лермонтов, а все остальные – третье.
Когда говоришь о Лермонтове, хочется начать со слов «Если
бы…» За неполные 27 лет жизни Лермонтов сделал очень много. Но сколько бы он
сделал, если бы… Представьте себе Лермонтова 80‑летним! Он мог бы писать при
электричестве, дружить с Тургеневым и Толстым и читать Чехова!
В 27 лет Пушкин еще не окончил «Онегина», не написал
«Медного всадника» и «Капитанской дочки», не сочинил свои волшебные сказки. И
вы не учили бы наизусть «Я вас любил…» и «Памятник».
Лермонтов не дожил до 27. Когда читаешь Лермонтова,
испытываешь странное ощущение. Словно в одну и ту же телесную оболочку
вселяется то ангел, то демон.
Лермонтов – демон!
В отличие от жизнеутверждающей поэзии Пушкина, лирика
Лермонтова построена на отрицании. Даже признание в любви у Лермонтова
начинается так: «Нет, не тебя так пылко я люблю!» Какой девушке это понравится?
Дальше поэт объясняет, что он любит в ней свое «прошлое страданье», свою
«молодость погибшую», а также вспоминает подругу «юных дней». Но девушка,
видимо, этого уже не услышит, потому что убежит от поэта после первого
четверостишия. Возможно, Лермонтов рекордсмен по количеству «нет» и «не» в
поэзии. Лермонтов‑демон всегда одинок. Ибо горд и презирает людей.
Подборка
самых знаменитых стихотворений Лермонтова начинается с «Паруса». А «Парус»
начинается со слов «Белеет парус одинокий…» Заканчивает подборку стихотворение
«Выхожу один я на дорогу…», написанное незадолго до смерти. «Одинокий», «один».
Не случайно же, не правда ли? Лирический герой поэзии Лермонтова – словно бы
мятежный падший ангел, отверженный и свергнутый Богом с небес. И сюда, на
землю, он принес демонизм, гордыню, одиночество, стремление любить и
невозможность быть любимым, тяга к людям и презрение к ним. |