Своей дорогой шел в русской прозе Николай Лесков. Его
творчество настолько оригинально, что никак не укладывается в общее
направление, или, говоря современным языком, в литературный мейнстрим XIX века.
У Лескова все с вывертом, все не как у людей: и язык, и сюжеты, и герои. «Чему
учат произведения Лескова?» Тому, что все так и не так, как на самом деле.
Маленький рассказ «Левша» – одно из «школьных» произведений. Написанный
головокружительным языком, он повествует о тульских фабричных мастерах, которые
сумели подковать заводную танцующую блоху, сделанную английскими мастерами.
Утерли нос англичанам! Так‑то оно так, только блоха с тех пор не танцует:
подковы слишком тяжелые, и она лапки поднять не может. Утерли нос англичанам?
Формирование национального русского театра произошло
благодаря драматургии Александра Островского. В его многочисленных пьесах перед
зрителем раскрывается мир русского купечества, мир столичной и провинциальной
сцены. Долгое время Островский считался изобразителем ушедшей жизни, однако
сегодня его произведения вновь возвращаются к зрителю, потому что проблемы,
которыми живут его герои, оказались вполне современными: деньги и честь, деньги
и искусство, деньги и любовь.
Незаслуженно отодвинута во второй ряд проза Всеволода
Гаршина. У его героев «низкий болевой порог», то есть обостренное восприятие
жестокости и несправедливости жизни. Для пациента психиатрической больницы
символом мирового зла становится красный цветок, растущий в саду. Рассказ так и
называется – «Красный цветок». Красный – потому что он вобрал в себя всю
пролитую на несчастную землю человеческую кровь. И безумец срывает и прячет
цветок на груди, чтобы избавить мир от зла. И погибает от его непомерной
тяжести, но «лицо его было спокойно и светло».
Поэзия второй половины века оказалась в тени гениальной
прозы. Но и ее достижения были выдающимися.
В это время доступной читателю становится поэзия Федора
Тютчева, начавшего свой путь в литературе еще в пушкинское время. Его короткие
стихотворения обычно относят к так называемой философской лирике. За внешней
гармонией и красотой скрывается «бездна». За умиротворяющей красотой природы –
хаос, за разумностью человека – слепые, губительные страсти. «О, как
убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!»
Если Тютчев видит в жизни природы и человека скрытую
трагедию, то Афанасий Фет сосредоточивается на светлых, прекрасных мгновениях.
«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» – как бы говорит он каждым своим
стихотворением. Счастье и красота мгновенны и невыразимы. Фет стремится
выразить невыразимое и создает новый, неслыханный по смелости поэтический язык.
Поэзия Николая Некрасова – это прежде всего поэзия
Гражданина. Лирический герой Некрасова скорбит о судьбе народа, стыдится за
проявления малодушия в борьбе за справедливость, восхищается крестьянином‑тружеником,
воспевает женщину‑мать – образец любви и самопожертвования. Эти и другие мотивы
некрасовской поэзии соединяются в его поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Во второй половине XIX века русская литература стала литературой
мирового значения. Она поломала привычные представления о том, каким должен
быть роман, смело наполнила его философско‑религиозными размышлениями,
напряженными этическими исканиями, создала новый тип героя – человека
противоречивой, безмерной и страстной в стремлении к добру, правде и красоте
души.
Подведем итоги. Россия стала империей. Империи полагается
нация, то есть народ, объединившийся вокруг славного отечества, царя‑батюшки,
истинной веры. Нации полагается национальная культура. Без литературы не может
быть настоящей национальной культуры. Такая литература в России появилась в XIX
веке. Это великая литература.
Может рухнуть всё: империя, царь, вера.
А литература останется.
Вот она и осталась. |