Предлагаю взять лист бумаги и за 3 минуты составить топ‑лист
«10 лиц России». Какие имена приходят вам в голову? Александр Невский, Сергий
Радонежский, Иван Грозный, Петр Первый, Георгий Жуков, Иосиф Сталин, Юрий
Гагарин, Александр Пушкин, Андрей Сахаров, Сергей Королев, Дмитрий Менделеев,
Михаил Калашников, Алла Пугачева, Валерий Харламов, Лев Яшин? Кого‑то вы можете
не знать. О ком‑то захочется поспорить. Услышав какое‑то имя, посмеетесь,
услышав другое – возмутитесь. Но я уверен только в одном: в вашем списке будет
имя Пушкина. И спорить о нем даже в голову не придет.
Один знакомый малыш на вопрос, кто написал стихи
Чуковского, уверенно ответил: «Пушкин!» И был по‑своему прав.
Пушкин – наше всё и главный по литературе. Ничего
удивительного. Почти у каждого народа есть главный писатель: у испанцев –
Сервантес, у англичан – Шекспир, у немцев – Гёте… У нас – Пушкин. А почему,
собственно, Пушкин, а не кто‑нибудь другой?
Во‑первых, с Пушкина начинается та литература, которую мы
можем читать не напрягаясь, без словаря и длинных объяснений. С Пушкина
начинается тот русский язык, на котором мы с вами говорим и сегодня.
Во‑вторых, Пушкин – не просто гений, а гений вкуса и
меры. Его вкус в жизни и творчестве безупречен. У него все в меру: глубина и
легкость, ирония и религиозность, патриотизм и вольнодумство, здравый смысл и
заблуждения. В Пушкине есть все. Вольнодумец и оппозиционер? Да. Певец империи?
Да. Дон Жуан? Не без этого. Примерный семьянин? А как же! Атеист? Было. Глубоко
верующий? Конечно. В Пушкине есть всё, и всё – в меру. Бездны духа, кипение
страстей – это не про него. А простота и благородство – это Пушкин.
В‑третьих, мир Пушкина – это солнечный свет, любовь и
тепло. Нет, это не райские кущи, где раздается жизнерадостный смех идиота. Зло,
страдания и смерть в этом мире неизбежны, но, значит, так и должно
быть. Так устроено кем‑то, кто понимает про жизнь больше нас с вами.
Значит, и в страданиях, и в смерти есть высший смысл, и все небезнадежно. И
даже если за смертью нет воскресения, остается человеческая память об ушедшем.
(Это я пытаюсь «своими словами» пересказать так называемую философскую лирику
Пушкина. Лучше, конечно, было бы ее переписать. Не делаю этого, потому что
знаю: не удержусь и всего Пушкина перепишу, с черновиками.)
В‑четвертых, между Пушкиным‑человеком и Пушкиным‑писателем
нет разницы. Это большая редкость, поверьте. Есть такая поговорка: «Хорошие
книги пишут не хорошие люди, а хорошие писатели». Поговорка верная, да только
не про Пушкина. Стихи Пушкина прекрасны, потому что их написал прекрасный
человек. И это читатель чувствует. Поэтому мы верим Пушкину и входим в Пушкина
как в дом родной.
В‑пятых… Есть писатели, которые заставляют задуматься,
заплакать, рассмеяться, ужаснуться… Пушкин не заставляет и не учит. Пушкин –
лекарство от жлобства (извините, другого слова не нашел). Он повышает уровень
человечности и прививает благородство.
В‑шестых и в‑девятнадцатых пусть добавят другие. Нам
кажется, этого достаточно, чтобы быть Пушкиным.
Но есть другая загадка «нашего всего». Весь мир знает
Гете, Шекспира, Сервантеса. Даже не специалист, а просто в меру образованный
человек скажет, что Гете – это «Фауст», Шекспир – «Гамлет», Сервантес – «Дон
Кихот».
Пушкин не отметился в мировой литературе ни одним великим
произведением. Он не написал «Дон Кихота», «Гамлета», «Фауста». А «Войну и мир»
и «Братья Карамазовы» напишут другие.
Зато Пушкин наметил генеральный план русской литературы,
по которому она развивается до сих пор. Все, что пишут русские писатели, они
пишут, вольно или невольно сверяясь с Пушкиным. Литературные дороги могут идти
куда угодно, но точка отсчета одна – Пушкин.
В начале 20‑х гг. Пушкин создает ряд стихотворений,
наполненных романтическими мотивами, и так называемые «южные поэмы», тоже
романтические («Цыганы», «Кавказский пленник» и др.). Романтический герой этих
поэм – разочарованный молодой человек, бегущий из душного города, из «света»
(под «светом» подразумевалось высшее общество) в мир дикой природы и
«естественных» людей. Но такой герой скоро перестает привлекать Пушкина.
В течение 20‑х гг. он создает чрезвычайно важное и для
русской литературы, и для всего русского общества произведение – стихотворный
роман «Евгений Онегин». Сюжет романа легко пересказывается в нескольких
строчках. Евгений – богатый бездельник, рано пресытившийся всеми доступными
удовольствиями. Ему скучно. Тут кстати подворачивается умирающий в деревне
богатый дядя. Онегин получает наследство и остается в поместье дядюшки, в
деревне, чтобы начать новую жизнь. Но и там он не находит избавления от скуки.
Развлекают его только дружба с молодым восторженным поэтом – помещиком Ленским
и знакомство с сестрами Лариными – Ольгой и Татьяной. Ленский влюблен в Ольгу,
Татьяна влюбляется в Онегина, но Евгений на ее чувства отвечает вежливым
отказом. Затем между Ленским и Онегиным происходит глупая ссора, закончившаяся
дуэлью. Ленский убит. Онегин бросается в длительное бегство‑путешествие, из
которого возвращается в Петербург. Он по‑прежнему не нашел цели и смысла жизни.
На балу он встречает Татьяну, которая за это время вышла за муж за достойного
человека и из скромной и наивной деревенской девочки стала светской львицей.
Только теперь Евгений понимает, что прошел мимо своего счастья. Он влюблен, он
забрасывает Татьяну письмами, наконец, решается на встречу. И слышит роковую
для себя фразу: «…Я другому отдана и буду век ему верна». Роман окончен.
Пушкин снимает романтическую привлекательность со своего
героя, а его разочарованность в жизни называет просто «хандрой» (во
времена Пушкина ее красиво называли «сплином», а сейчас – «депрессией». Если
сказать про балбеса и лодыря, который валяется на диване, что у него
«депрессия», то он превращается в страдальца). Онегин – не романтический герой,
он средний, обычный во всех отношениях человек, он раб условий и условностей:
воспитания, образа жизни, привычек, общественного мнения и т. д. Он
осознает это, но ничего с собой поделать не может. Еще и потому, что «всякий
труд ему был тошен». Пушкин рисует национальный характер, который в последующем
станет сквозным в нашей литературе. Это характер честного, доброго, мыслящего
человека, но характер, пораженный безволием. Для самого Онегина безволие – это
трагедия, но невольно он становится источником бед и для других людей: от его
руки погибает на дуэли лучший друг, разрушено счастье любящей его девушки.
Остается его пожалеть. Но жалеть не за что: перед нами пусть страдающий, но
бездельник, причем богатый бездельник. Ну, стихи хоть бы писал. Нет, Бог не дал
Онегину никакого таланта.
Странный это роман. К нему можно предъявить множество
претензий. В нем явно чувствуется чужеродное влияние: Пушкин, начиная роман,
был увлечен английским поэтом Байроном. Характеры героев больше похожи на
наброски. Сюжет начинается добротно и подробно, затем его линия начинает
напоминать пунктир, а потом и вовсе обрывается без всякой развязки. Возможно,
Пушкин увидел бесперспективность героя и потерял к нему интерес. В жизни
Онегина нет цели, а значит – нет и романа.
Как нет цели? А внезапная любовь к Татьяне? Можно
фантазировать на тему «Воскресит ли Онегина любовь?» Для Пушкина все ясно.
Роман окончен.
А что может быть целью жизни и одновременно мотором
сюжета? Оскорбленная честь и жажда мести? Дюма на эту тему вон какой романище
накатал – «Граф Монте‑Кристо». И Пушкин пробует. «Дубровский» остался
неоконченным, и вновь по той же причине – автор теряет интерес к герою‑мстителю.
На том же мотиве построена повесть «Выстрел». Там герой доводит дело до конца,
мстит – и что? И на это положить всю жизнь, не сделав никому добра, только
ждать подходящего случая для мести, ждать, а не жить? Дефективный какой‑то
герой получается. Совсем не похож на благородного графа Монте‑Кристо. Про
«Пиковую даму» и богатство все знают. Там тоже все грустно.
Прорыв происходит в «Капитанской дочке». Мотивы воде бы
те же – любовь, женитьба, честь… А мотива мести нет. Потому что честь – это
значит быть честным. Перед собой и Богом.
Вернемся к «Онегину». Он стал первым – еще
экспериментальным – русским романом, где Пушкин нашел героя, который станет
главным во всей русской прозе, благодаря которому возникнет чудо русского
романа. Это герой, который страдает от отсутствия настоящей, высокой цели в
жизни, и ни богатство, ни любовь, ни слава этих страданий заглушить не могут.
Счастье – быть в ладу с самим собой, со своей совестью. Но как прийти к нему?
В автомобильной промышленности есть такое понятие –
концепт‑кар. Инженеры создают футуристический образ автомобиля. Они вкладывают
в него самые передовые открытия науки, самые невероятные изобретения инженеров,
самые сумасшедшие дизайнерские находки. Такой автомобиль собирают и показывают
на самых престижных автосалонах. И всякий задается вопросом: когда же это чудо
появится на дорогах? Ответ: никогда. На дорогах появятся автомобили, в которых
сумасшедшие идеи будут реализоваться потихоньку, помаленьку и при этом они
вовсе не будут выглядеть сумасшедшими. А концепт‑кар – это автомобиль,
демонстрирующий возможности. Ездить ему вовсе не обязательно. Это сравнение для
читателей. Для читательниц: никто не будет ходить в платье из новой коллекции
кутюрье. Идеи не носят, а демонстрируют.
Вот и Пушкин создает концепт‑роман «Евгений Онегин». В нем
заложено почти все, что станет фирменным стилем классического русского романа.
Главный герой (Онегин) – человек в сущности хороший,
но не нашедший цели и смысла жизни, потому что цель и смысл не сводятся к
материальному благополучию. Это герой, понимающий и переживающий несовершенство
жизни, но не способный выстроить другую, хотя бы свою жизнь.
Идеальная героиня, рядом с которой герой или осознает
свое жизненное поражение, или находит силы переступить через себя прежнего,
начать новую жизнь (позже эту героиню назовут «тургеневской девушкой», хотя в
первом воплощении ее зовут Татьяной Лариной).
Мотив дороги: в «Евгении Онегине» вроде бы его нет, но
Пушкин написал главу «Путешествие Онегина», которую по каким‑то причинам не
включил в окончательный вариант романа.
«Дуэльный эпизод», причем дуэль выглядит не героическим,
а глупым и страшным поступком. Потому что мужество – это отказ от дуэли.
Человек на дуэли – раб условностей, общественного мнения, ложных представлений
о чести.
Размытый финал, в котором нет привычной развязки и
результата – женитьбы, богатства, торжествующей добродетели и поверженного зла.
Но роман Пушкина был, можно сказать, слишком
экспериментальным и не стал мировой классикой. Онегин остался довольно бледной
фигурой неудачника на распутье.
Может быть, такое впечатление складывается потому, что мы
смотрим на «Евгения Онегина» с высоты великих романов Тургенева, Толстого,
Достоевского, Булгакова, Шолохова. Они‑то Пушкина читали, а он их – нет. Что ж,
зря мы читаем и изучаем «Евгения Онегина» в школе? Я не знаю, как ответить на
этот вопрос. Но я точно знаю, что в нем самое главное и самое интересное. Это
сам Пушкин, предстающий перед нами в так называемых «лирических отступлениях».
На самом деле лирические отступления – это второй сюжет романа, показывающий
нам прекрасного, даже в ошибках своих и заблуждениях, человека. Человека,
который честно и просто говорит с нами как с друзьями, и мы забываем, что нас
разделяют два века. О чем говорит? Обо всем.
Пушкин, попрощавшись с Онегиным и «Онегиным», расстается
и с собой прежним.
В 30‑е годы Пушкин ставит важнейшие художественные
задачи. Его основная тема – человек и история. Каково место человека в
«большой» истории, полностью ли зависит его судьба от внешних обстоятельств, от
великих и грозных событий – или все же человек способен сохраниться в них как
личность? Эта проблема решается в стихотворной повести «Медный всадник» и
романе «Капитанская дочка». В «Медном всаднике» (название подразумевает
известный памятник Петру Первому) изображается наводнение, обрушившееся на
Петербург. Нева, когда‑то по велению Петра закованная в гранит, не смирилась с
человеческой волей и взбунтовалась. «С Божией стихией царям не совладать».
Герой поэмы – «маленький человек» Евгений («Евгений», кто не помнит, означает
«благородный»). В наводнении он теряет невесту. Евгений считает виновником
своей беды Петра: это он построил город, подверженный ударам стихии, построил
его как символ государственной мощи, а не для удобства и жизни людей. Но
Евгений бессилен и перед бунтом природы, и перед гением Петра, и это становится
причиной безумства и гибели героя.
Но так ли уж мал и беззащитен «маленький человек»? В
романе «Капитанская дочка» изображена не природная, а историческая стихия –
крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева. В нее вовлечены юный
офицер царской армии Петр Гринев и его возлюбленная Маша Миронова. Но им
удается выстоять в волнах этой жестокой исторической бури. В любых
обстоятельствах, перед лицом любой опасности они руководствуются тем, что
дороже жизни и сильнее страха смерти, – честью. Именно следование законам
чести, по мысли Пушкина, определяет «самостоянье человека – залог величия его».
Велик не тот, кто правит миром, а тот, кто в испытании жизнью сохранил честь,
достоинство, не предал любви и дела, которому служит. Так говорит Пушкин.
В ходе работы над романом «Капитанская дочка» и циклом
рассказов «Повести Белкина» Пушкин создает образцовую реалистическую русскую
прозу.
Чем различаются романтизм и реализм? Иногда реализм
ошибочно путают с правдоподобием. На самом деле разница между романтизмом и
реализмом состоит в принципиально различном отношении к изображаемому миру.
Зрелое пушкинское творчество – это не романтическое отрицание, а утверждение,
восприятие мира таким, каков он есть, это мудрое понимание того, что в нем
добро и зло, жизнь и смерть взаимосвязаны, и в этой взаимосвязи есть какой‑то
высший смысл, это загадка человеческого существования, которую надо попытаться
разгадать: «Я понять тебя хочу, / Смысла я в тебе ищу».
Пушкин существует для нас. Иностранец знает Толстого,
Достоевского, Чехова, более продвинутый – Гоголя, Булгакова. Пушкина среди них
нет. Ничего удивительного. Во‑первых, поэзия малодоступна для иностранного
читателя, оценить ее он не может. Во‑вторых, Пушкин не «отметился» большим
романом в прозе, разве что «Капитанской дочкой». Есть, возможно, и другие
причины. А для нас он – «наше всё» и «начало всех начал».
Пушкин наметил пути развития русской лирики и русской
прозы, по которым и сегодня идет русская литература, поставил смысловые задачи,
которые стали для нее «вечными» темами. Пушкин – ее камертон. Впрочем, не
только литературы. Читайте Пушкина – не будете фальшивить.
В истории России самый удачный национальный проект – это
проект «Пушкин». |