Пятница, 22.11.2024, 17:43


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2016 » Январь » 5 » Русская литература XVIII века: поэт и гражданин
19:01
Русская литература XVIII века: поэт и гражданин
С XVIII века русская литература постепенно становится такой, какой мы привыкли видеть ее сегодня.

Теперь автор смело ставит имя под и над своими произведениями. Литература перестает быть анонимной.

Вымысел не только допускается, но и приветствуется. «Ну‑ка, ну‑ка, чего ты там интересного выдумал?» – с такой мыслью открывает читатель книгу. И писатель, конечно, старается вовсю.

Книги не пишутся от руки, а печатаются в типографиях. Они становятся доступнее. Появляются люди, которые любят читать. Не для чего‑то, а просто так, не пользы ради, а для удовольствия. Сначала их не так много, но с ростом грамотности и удешевления книг число читателей растет. К их вкусам приспосабливается писатель, старается сочинить то, что будет интересно читателю. И наоборот: писатель своими книгами воспитывает читателя, формирует хороший литературный вкус.

А что такое хороший вкус? Это когда человек предпочитает настоящую литературу литературному фастфуду. Вот есть так называемые усилители вкуса, к которым человек привыкает. И он перестает понимать настоящий, живой вкус. Вкусными ему кажутся синтетическая, тошнотворно сладкая газировка с кофеином, чипсы и вермишель с глютаматом натрия, соленое, жирное и жареное… Такие усилители вкуса есть и в плохой литературе: насилие, секс, сопли в сахаре… Это рыночное конвейерное производство, а не штучная работа. Вместо живой героини – очередная Золушка, вместо трагедии войны – стрелялки‑погонялки…

Если до XVIII века литература была преимущественно религиозной и ее задачей было воспитание христианина, то теперь она становится светской. Но она по‑прежнему стремится воспитать человека. Увлекая и развлекая, она пытается сделать его лучше.

Представления о хорошем человеке менялись, и менялась литература. В Древней Руси хороший человек – это хороший христианин. Человек XVIII века – это часть государства, гражданин. Хороший человек – это хороший гражданин. Главной целью становится формирование прежде всего Гражданина – человека, ответственного за судьбу своей страны. Тема гражданского долга стала основной в литературе классицизма.

Классицизм – это направление в искусстве XVIII века (литературе, архитектуре, живописи), которое провозгласило своей целью прославление мудрого Монарха, могучего Государства, справедливых Законов и благородных Героев (именно с большой буквы), отдающих все свои силы, а то и жизнь на благо этого самого Государства.

Писатели, художники, архитекторы, скульпторы, которых мы относим к направлению классицизма, имели общее представление о том, какова цель искусства и каким оно должно быть.

Это направление получило название «классицизм», потому что идеал красоты, образцы искусства, с точки зрения людей XVIII века, уже были созданы в так называемую классическую эпоху, то есть во времена Древней Греции и Древнего Рима. Поэтому современное искусство, искусство классицизма, должно подражать вечным и высоким творениям античной эпохи. В искусстве должны царить ясность, простота, творец должен руководствоваться разумом и подчинять ему свои чувства.

Эпоху русского классицизма открыли Антиох Кантемир и Михаил Ломоносов.

Кантемир писал сатиры – большие по объему стихотворения обличительного характера, в которых он рисовал портреты людей, воплощающих в себе различные недостатки. Классицисты считали, что можно выделить и посчитать основные пороки и добродетели, присущие человеку. Носителями пороков в сатирах Кантемира становятся лицемерный священник, прожигатель жизни, модник, дворянин‑бездельник, невежа и т. д. Все эти пороки мешают человеку стать Гражданином и исполнять свой общественный долг.

Но Кантемир писал свои сатиры стихами, которые воспринимаются сегодня как тяжеловесные, неуклюжие, непонятные. «Исправить» русский стих, придать ему звучность и красоту смог Ломоносов. Он разработал такую стихотворную систему, которой русские поэты пользуются и поныне.

Ломоносов писал оды. В отличие от сатиры, ода – это торжественное, похвальное, «важное», как тогда говорили, стихотворение. Обычно ода восхваляет царей и прославляет большие государственные события, например военные победы. Оды Ломоносова тоже посвящены государственным деятелям и событиям. Но под его пером они превращались в прославление России и науки. Наука в одах Ломоносова – это средство раскрыть тайны мироздания, открыть таящиеся в недрах земли несметные богатства и тем самым сделать Россию могучей державой. Явно или незримо в одах Ломоносова присутствует образ Петра Первого – идеального монарха, являющегося примером для всех царей, потому что он посвятил свою жизнь процветанию Родины.

Образцы классицистической трагедии создал Александр Сумароков. Часто он брал сюжеты из древней русской истории. Герой трагедий Сумарокова – государственный деятель, оказавшийся перед мучительным выбором между гражданским долгом и личными пристрастиями. Но герой потому и герой, что в нем Гражданин побеждает человека, долг оказывается выше страсти. Этот выбор может стоить ему жизни, но смерть возвышает героя: он гибнет, но исполняет священный гражданский долг.

Завершилась эпоха русского классицизма поэмой М. Хераскова «Россиада», в основу сюжета которой легло выдающееся событие русской истории – покорение Казани Иваном Грозным.

Современному школьнику не рекомендуется читать классицистические произведения ни при какой погоде. Нет, мы уважаем и ценим Кантемира, Сумарокова, а особенно Ломоносова за его большой вклад во всё: за Московский университет и закон Ломоносова – Лавуазье, за производство стекла и стихов, – но сегодня их произведения так далеки от нас и написаны таким темным и высокопарным языком, что одолеть их можно только со словарем в одиночной камере.

Люди XVIII века жили в эпоху, когда происходило становление новой морали. И русская литература ставила не только высокие гражданские, государственные проблемы. Она спускалась на землю и говорила, что хороший гражданин должен быть и хорошим, прежде всего честным, человеком. Об этом одно из самых известных произведений XVIII века – комедия Дениса Фонвизина «Недоросль». Основные герои комедии – русские дворяне. Дворянство – опора государства. Чтобы быть такой опорой, дворянин должен быть просвещенным человеком, не только образованным, но и воспитанным. Воспитанный человек – это тот, кто умеет отличать добро от зла, тот, кто стремится жить в согласии со своей совестью. Ведь совесть – это «хороший я» в нашей душе. Такие герои в комедии Фонвизина есть. Но на первом плане комедии находятся другие: необразованные, невоспитанные, бесчеловечные, «злонравные». В «Недоросле» идет борьба за душу 16‑летнего Митрофана, выросшего в семье помещиков Простаковых. Они воспитывают Митрофана по своему образу и подобию. И он хорошо усвоил уроки родителей. Митрофан груб, безграмотен, жесток. К счастью, в поместье появляются положительные герои, среди которых выделяется Стародум. Он «думает по‑старому», то есть это человек петровской эпохи, сохранивший, несмотря ни на что, высокие гражданские и человеческие принципы. Из‑за бесчеловечного обращения со своими крестьянами Простаковы лишены права управлять своим имением, а Митрофана берут на воспитание и государственную службу. Герои комедии четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные все на одно лицо и говорят правильным обезличенным языком. Зато каждый из отрицательных – это яркий характер, и каждый говорит не причесанным, а живым, порой грубоватым, но сочным языком.

Фраза Митрофана «Не хочу учиться, а хочу жениться» стала крылатой, отразив надежды и мечты многих поколений школьников.
Категория: ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ | Просмотров: 1363 | Добавил: admin | Теги: современный взгляд на литературу, нестандартный взгляд на русскую лит, русская словесность, образовательный портал, сайт для филологов | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0