Русская литература развивалась очень быстро, и скоро
рамки классицизма стали ей тесны, потому что она стремилась к отображению живой
национальной жизни, а не отвлеченных характеров и ситуаций.
В поэзии такой прорыв сделал Гаврила Романович Державин.
Он, как и Ломоносов, писал оды. Но оды Державина стали совсем другими. В них
торжественность стала сочетаться с юмором, высокий стиль речи – со свободной
манерой задушевной беседы, вдохновение победило расчет. Русская поэзия еще не
знала и потом еще долго не могла повторить такой грандиозный масштаб мысли и
чувства, какой придал ей Державин. Державин первым понял сущность лирической
поэзии: «Вдохновение, вдохновение, повторяю, а не что иное, наполняет душу
лирика огнем небесным». Для Державина поэзия была не похвальной или
обличительной речью, а выражением любви к Богу и человеку, выражением восторга
перед красотой и чудесами Божьего, прекрасного и в то же время такого земного
мира.
Во второй половине XVIII века приходит понимание, что
ценность человека измеряется не только его гражданскими качествами, но и
внутренними: его способностью к любви, дружбе, полнотой и красотой духовного
мира. Не каждому дано быть героем, выдающимся общественным деятелем, но каждый
может быть или стать хорошим, «чувствительным» человеком, то есть чувствующим
красоту природы и искусства, радость, боль и страдания другого. Возникает
литературное направление, получившее название «сентиментализм». Оно
интересовалось не общественной, а частной жизнью человека, миром его чувств.
Самым ярким представителем русского сентиментализма был Николай Михайлович
Карамзин. Его литературная и научная деятельность разнообразна. Но в историю
русской литературы он вошел как автор маленькой повести «Бедная Лиза». Это «Золушка»
наоборот – история любви дворянина и крестьянки, трагическим финалом которой
стало самоубийство соблазненной и обманутой Лизы. Это именно сентиментальная,
«чувствительная» повесть: глубоко чувствует героиня, плачет над ее судьбой
автор, искренне раскаивается в своей измене герой. И обращена эта печальная
история к читателю‑единомышленнику – такому же чувствующему, «нежному сердцем»
человеку. Язык повести – тоже «чувствительный». Лиза и ее мать живут не в избе,
а в «хижине», в лесу летают не птицы, а «птички», в деревне живут не мужики и
бабы, а «поселяне», «пастушки» и «добрые старушки». Впервые в русской
литературе появляется психологический пейзаж. Природу Карамзин называет
«натурой», и она становится одушевленным свидетелем и участником событий. Сначала
она призывала возлюбленного Лизы «в свои объятия, к чистым своим радостям»,
потом «сетовала о потерянной Лизой невинности». Карамзин впервые в русской
литературе показал противоречие между природой и цивилизацией. Крестьянка Лиза
выросла на лоне природы, ее душа – воплощение добра. Цивилизация, напротив,
губит добрые начала в человеке. Таков возлюбленный Лизы – житель города,
москвич с нерусским именем Эраст. Бесхитростный сюжет о жестокостях любви и
проклятом изменщике, слащаво‑чувствительный, но понятный язык сделали повесть
чрезвычайно популярной. Особенно привлекала простых читателей идея равенства
людей разных сословий: деревенской девушке тоже присущи высокие чувства, она
тоже любит и страдает, и она благородна в любви и страдании. «Ибо и крестьянки
любить умеют!» – сказал Карамзин. И поскольку он написал эти слова сразу после
Великой французской революции, многие задумались.
Своеобразным итогом развития русской литературы XVIII
века стала книга Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в
Москву». Путешествует автор, а его багаж – весь литературный опыт этого
столетия: и классицизм, и сентиментализм, и гнев сатиры, и торжество оды, и
гражданский долг, и интимные переживания, и разум, и чувство. Радищев впервые
заговорил о том, что у русского дворянства и русской литературы – общий долг,
долг перед народом‑кормильцем, униженным и бесправным земледельцем. Книга
построена как путевые заметки мыслящего и чувствующего человека, совершающего
переезд из новой столицы – Петербурга в старую – Москву. Каждая глава названа в
честь станции, на которой останавливается карета. В каждой главе содержится
какая‑то волнующая душу история. Каждая история вызывает у автора размышления,
составляющие главное содержание книги. Выводы, к которым приходит автор,
оказались такими, что он был приговорен к смертной казни, замененной потом
пожизненной ссылкой. Русская литература, начавшая XVIII век с прославления
государства, закончила столетие осуждением бесчеловечной государственной
системы.
В течение XVIII века наша словесность стала светской и
избавилась от многих традиций средневековья, но сохранила главную: говорить
истину, стремиться изменить человека к лучшему. Русская литература стала
художественной, она узаконила вымысел, чтобы увлечь читателя, чтобы развлекая
поучать и поучая развлекать. В этом стремлении она пришла к таким жанрам, как
стихотворения разных видов, поэма, повесть, комедия, которые составляют основу
художественной литературы. А вот настоящих романов еще не было. Приходилось
читать импортные, в основном французские и английские.
XVIII век не создал полноценной художественной прозы. В
сознании читателя, да и писателя, продолжало жить убеждение, что настоящая,
качественная литература – это когда стихами. Потому что – красиво. |