В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту
проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой,
любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Урок можно
провести, работая в 4 группах.
Последние страницы романа, посвященные смерти главного
героя, — самые важные. По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл
романа заключается в смерти Базарова.
Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа
навлекло на писателя упреки и порицание современников. Жестоко бранили и
автора, и Базарова. Заключительный урок по роману можно провести в форме
диспута, где каждая группа учащихся будет защищать определенную точку зрения.
В центре урока — чтение и изучение любовной лирики
Тютчева, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний человека.
Учащиеся могут подготовить сообщения об адресатах любовной лирики Тютчева,
прочитать стихи, посвященные им.
Изучению лирики А. Фета также можно посвятить два урока:
на первом — сообщить интересные факты биографии поэта, почитать и обсудить его
стихи о любви, на втором — проанализировать несколько философских стихотворений
поэта, посвященных теме человека и природы.
В центре урока — чтение и обучение интерпретации
философских стихов Фета, посвященных жизни природы: «Облаком волнистым.», «Еще
майская ночь.», «Заря прощается с землею», «Это утро, радость эта».
В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к
творчеству поэта, — причина внутренних противоречий в его мировоззрении и
творчестве. Поэт — лирик по сути — всю жизнь подчинял свое поэтическое
творчество политическим и общественным задачам.
Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли
народ?» — эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н. А. Некрасова по отношению
к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их
былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь.
На уроке можно организовать работу с текстом поэмы,
используя групповую форму обучения. В первой половине урока каждая группа будет
анализировать один из крестьянских типов, подготовившись к этой работе дома.
В поэме изображено несколько типов людей, способных к
состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова — человек, способный к
самопожертвованию ради других.
В первой части урока учитель сообщает о замысле, истории
создания, особенностях композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись
градоначальникам».
«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», —
сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти
весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.
В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления
военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и
битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.
«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами
Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно
до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею.
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно
бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». (Из письма Л. Н.
Толстого от 18 октября 1857 года.)
Особенности манеры Л. Н. Толстого в изображении
внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в
виду развитие, основанное на внутренних противоречиях.
Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он
«старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа»
определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.
Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек
сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения
исторических, общечеловеческих целей.
После романа «Война и мир» Толстой идет дорогой тревожных
раздумий и поиска ответов на тревожащие его вопросы, где самым главным остается
вопрос «Что делать?».
Урок внеклассного чтения по книгам о войне можно
начать, опираясь на Толстого. Именно Толстым были заложены принципы и
особенности изображения войны. Вся последующая литература — это развитие
толстовских традиций.
Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность
Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть,
только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника.