Пятница, 26.04.2024, 12:49


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«Тебя любить, обнять и плакать пред тобой...» Страницы жизни Фета. Стихи о любви
05.06.2014, 18:21

Изучению лирики А. Фета также можно посвятить два урока: на первом — сообщить интересные факты биографии поэта, почитать и обсудить его стихи о любви, на втором — проанализировать несколько философских стихотворений поэта, посвященных теме человека и природы.

Эмоциональный рассказ учителя о личности и судьбе поэта должен включать в себя драматическую историю любви Фета и Марии Лазич, погибшей в юности. В начале урока уместен небольшой концерт, помогающий учащимся погрузиться в атмосферу удивительных стихов Фета, посвященных Марии Лазич. Это «Солнца луч промеж лип», «Недвижные очи, безумные очи», «Страницы милые опять персты раскрыли», «В тиши и мраке таинственной ночи.», «Ты отстрадала, я еще страдаю».

В центре урока — анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье», в котором удачно проявились черты поэтики творчества Фета.

Вопросы и задания к стихотворению «Шепот, робкое дыханье»

Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?

Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?

Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?

Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.

Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе — зрительно?

Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?

Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?

Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

Как индивидуальное исследовательское задание опережающего характера можно предложить сопоставить стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье.» со стихотворением-альбой из лирики трубадуров «Боярышник в саду листвой поник.» и подумать, есть ли здесь основания для сопоставления.

В финальной части урока можно организовать наблюдения за стихотворением Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад» и попытаться выяснить в нем черты поэтики Фета.

Вопросы для обсуждения

В чем сложность эмоционального состояния лирического субъекта этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе I—II строф?

Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?

Изменилось ли настроение в III—IV строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли разница в словах «веровать» и «верить»?

II и IV строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

Что изменилось в отношении лирического субъекта к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?

Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы — смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?

Прослушайте романс «Сияла ночь. Луной был полон сад.» на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда?

Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 1699 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0