В центре урока — анализ стихов Некрасова «Блажен
незлобивый поэт», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! я у двери гроба!..».
В начале урока можно вспомнить изученное ранее
стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом» и выяснить, какой Некрасов хочет
видеть свою музу, какой поэзии ждет от нее.
Поэт не случайно показывает своей музе крестьянку,
которую секут на площади. Он называет свою музу сестрой обездоленных и
угнетенных, а в стихотворении «Муза» из сборника «Последние песни» снова
возвращается к этому образу.
В «Последних песнях» возрождается и образ «несжатой
полосы» как символа незавершенного труда. Стихотворение «Сон» (1877)
перекликается со стихотворением «Несжатая полоса» (1854). Таким образом, тема
поэта и поэзии пронизывает все творчество Некрасова.
Вопросы и задания к стихотворению
«Блажен незлобивый поэт»
Это стихотворение — один из первых откликов поэта на
проблемы писательского труда. Оно написано на смерть Гоголя, случившуюся 21
февраля 1852 года, и направлено против теории «искусства для искусства».
Некрасов трактует Гоголя как писателя-обличителя, который «любил — ненавидя», и
провозглашает этим «гоголевское направление» в литературе 50-х годов. В 1855
году Н. Чернышевский в статье «Очерки гоголевского периода» напишет: «Никогда
„незлобивый поэт" не может иметь таких страстных почитателей, как тот,
кто, подобно Гоголю, „питая грудь ненавистью" ко всему низкому, пошлому и
пагубному, „враждебным словом отрицанья" против всего гнусного
„проповедует любовь" к добру и правде».
Под влиянием этого стихотворения Тургенев, как он сам
признался в письме Феоктистову от 26 февраля 1852 года, написал свой знаменитый
некролог на смерть Гоголя, послуживший причиной его ареста и ссылки.
Какие два пути могут быть избраны поэтом на его
творческом поприще?
В чем особенности композиции стихотворения? Какая лексика
и поэтические интонации преобладают при характеристике «незлобивого поэта» и
его поэтического оппонента, который, «уста вооружив сатирой», проповедует
любовь «враждебным словом отрицанья»?
Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику «нет пощады
у судьбы»? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной
позиции?
Сопоставьте точку зрения Чернышевского на стихотворение с
точкой зрения А. Дружинина: «При всем нашем добросовестном старании мы с вами
никогда не попробовали любить ненавидя или ненавидеть любя».
Вопросы и задания к стихотворению
«Поэт и Гражданин»
Почему, по-вашему, стихотворение «Поэт и гражданин» было
напечатано более крупным шрифтом и в начале первого издания стихотворений
Некрасова, вышедшего 19 октября 1856 года?
Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции
сталкиваются в стихотворении? Какие призывы Чернышевского о служении искусства
трудовому народу звучат в словах Гражданина?
Каковы идейные декларации Гражданина? Выпишите и
прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые
интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика?
Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Кого призывает автор устами Гражданина идти «в огонь за
честь отчизны»? Можно ли этот призыв автора считать обращенным к самому себе?
Каков символический смысл образа бури на море?
Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или
остается при своем мнении? Почему последние слова в стихотворения принадлежат
Поэту, а не Гражданину?
Какой оттенок приобретает образ музы в финале
стихотворения?
Прочитайте стихотворение Некрасова «Замолкни, Муза мести
и печали». (Это стихотворение было поставлено последним в том же сборнике
стихов 1856 года. В этом году Некрасов уехал лечиться за границу и сам
рассматривал свои стихи как рубеж между двумя периодами его поэтической
деятельности.) Сопоставьте его со стихотворением «Поэт и Гражданин». Нет ли в
них противоречия?
Какие черты характера Поэта созвучны самокритичной оценке
Некрасова?
С какой целью автор создает в стихотворении ассоциации,
обращенные к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение «Поэт и Гражданин»
со стихотворением Пушкина «Поэт и толпа».
Сопоставьте мнения о стихотворении «Замолкни, Муза мести
и печали», высказанные В. П. Боткиным и Н. Г. Чернышевским.
«Не знаю я, насколько ты можешь ненавидеть, — но
насколько ты можешь любить, — я это чувствую. Я не знаю другого сердца, которое
так же умеет любить, как твое, — только ты любишь без фраз и так называемых
„излияний". Пусть не всякий это видит — то и Бог с ним, кто не умеет
видеть это» (из письма В. П. Боткина Н. А. Некрасову от 7 декабря 1855 года).
«Лично мне эти стихи очень симпатичны — я знаю, что
необходимы в жизни минуты уныния, — но не все имеют основание оставаться в
унынии — или в отчаянии, если
хотите более громкого слова, — как в законном
расположении духа. И вы не имеете права — с чего вы взяли, что имеете право
унывать и отчаиваться?» (из письма Н. Г. Чернышевского Н. А. Некрасову от 4
ноября 1856 года).
Вопросы и задания к стихотворению
«Элегия»
Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его
сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?
Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как
в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе?
Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?
Как и с какой целью меняются образные картины и
поэтические интонации в четырех частях стихотворения?
Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или
отсылают читателя к творчеству Пушкина?
Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из
стихотворений Пушкина: «Деревня», «Поэту», «Элегия (Безумных лет угасшее
веселье)», «Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта
и народа?
Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах
Пушкина и Некрасова?
Как Некрасов и Пушкин решают для себя проблему
предназначения поэта?
В конце урока может быть прочитано стихотворение «О Муза!
я у двери гроба». В нем еще раз звучит самообвинение в том, что поэт
недостаточно служил народу, но он умирает уверенным, что его выбор правильный,
что его жребий завиден, что он всегда был в кровном союзе с честными сердцами.
Он снова, как и в раннем творчестве, видит свою музу «иссеченной кнутом».
Выводы.
В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим
талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой,
кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой
воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и
печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя
народа и звать к борьбе за его освобождение.
Отвергая «искусство для искусства»
с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником
сатирического «гоголевского направления», Некрасов считал истинными поэтами
тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать
стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенного
народа. Стихотворение «Отрывок» («Ночь. Успели мы всем насладиться», 1858)
звучит как молитва за русский народ, пребывающий в рабском труде и
долготерпении. За тот народ, «чьи работают грубые руки, предоставив почтительно
нам погружаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям». Некрасов
всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил
свою музу петь пламенные песни борьбы. Предназначение поэта, по Некрасову, —
беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда
не узнает и не оценит.
|