Четверг, 12.12.2019, 16:35

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«Проходит он тернистый путь с своей карающею лирой». Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии Некрасова
29.04.2014, 16:33

В центре урока — анализ стихов Некрасова, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка.

Вопросы и задания к стихотворению «Песня Еремушке»

Какие две жизненные позиции противопоставлены в стихотворении? («Пошлый опыт» — «человеческие стремления».)

Какой жизненный идеал проповедует поэт устами няни? (Привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед «хозяевами жизни».)

Какие стремления проезжий человек считает человеческими? (Братство, Равенство, Свобода — лозунги Французской революции.)

В каких словах и выражениях воплощается некрасовский призыв к революции? («Необузданную, дикую к угнетателям вражду...». Дата написания стихотворения 1858 год; Россия на гребне революционного подъема.) Какой характер придают «Песне Еремушке» многочисленные глаголы в повелительном наклонении?

Найдите в песне проезжего примеры возвышенной лексики. Какой смысл они придают стихотворению?

Какой символический смысл в сне ребенка Еремушки и его пробуждении? Почему дитя, проснувшись, плачет? Какие колыбельные песни надо петь русскому народу, чтобы он, «исполненный сил», проснулся богатырем?

Какой смысл придает поэт таким понятиям, как «дикая вражда» и «ненависть правая»? Какова для поэта формула счастья?

В 1860 году Некрасов задумал большую автобиографическую поэму «Рыцарь на час» с главным героем под вымышленной фамилией Валежников. Но в печати появилось только два отрывка: первая часть поэмы под названием «На Волге (Детство Валежникова)» и то стихотворение, которое сейчас известно под названием «Рыцарь на час». По первоначальному плану оно составляло 4-ю главу и называлось «Бессонница». Оно было написано Н. Некрасовым в альбом Л. П. Шелгуновой, подруги поэта, переводчика и публициста М. Л. Михайлова, который был арестован и сослан на каторгу за распространение прокламации «К молодому поколению». Под впечатлением его ареста и ссылки Некрасов напишет в альбом после финальных стихов: «Редки те, к кому нельзя применить этих слов, чьи порывы способны переходить в дело. Честь и слава им — честь и слава тебе, брат! Н. Некрасов. 24 мая 6 часов утра» (1862).

Вопросы и задания к стихотворению «Рыцарь на час»

Почему у стихотворения такое название?

Какой поэтический смысл в том, что в начале стихотворения герой предается созерцанию природы?

Какая жестокая дума волнует поэта? Почему в трудные минуты он вспоминает могилу матери, ищет силы в счастливых минутах прошлого?

В каких «позорных пятнах» упрекает себя герой? Как в произведении намечен конфликт «отцов» и «детей»?

Можно ли считать это произведение обличительной характеристикой «лишних людей», которым суждены благие порывы, но «свершить ничего не дано», или это поэма-исповедь о внутренних колебаниях человека, который считает, что он своей жизнью не принес существенной пользы людям?

Как вы думаете, сам поэт относит себя к тем, кому суждены лишь «благие порывы», или он в стане «погибающих за великое дело любви»?

В эпоху правительственного террора, наступившего после выстрела Каракозова (1866), Некрасов, желая спасти от закрытия «Современник», принял участие в чествовании графа М. Н. Муравьева, известного государственного деятеля, получившего большие полномочия в России. В тот же день он пишет стихотворение «Ликует враг.», в котором сожалеет об этом политическом шаге.

4 марта 1866 года он получил анонимное послание «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Автор послания укорял поэта в двуличии, лицемерии, лжи, восклицая при этом: «Не может быть!» Стихотворение «Умру я скоро.» — ответ анониму.

Вопросы и задания к стихотворению «Умру я скоро»

Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства оно вызывает у читателя?

Как бы вы определили жанр стихотворения: покаяние, оправдание, исповедь?

Что поэт ставит себе в заслугу перед народом и что считает своей ошибкой?

Какой поэтический смысл имеет композиция стихотворения с повторяющимся рефреном?

Какие изобразительно-выразительные средства языка и как помогают нам в понимании поэтических образов, интонаций и идейного смысла стихотворения?

По цензурным соображениям Некрасов решил выдать стихотворение «Пророк», посвященное Чернышевскому, находившемуся в Вилюйском остроге, за перевод из фиктивного автора (в ранних публикациях есть подзаголовки «Из Байрона», «Из Ларры», «Из Барбье»). Подарив И. Н. Крамскому 3 апреля 1877 года свой экземпляр «Последних песен», Некрасов зачеркнул название и написал «В воспоминание о Чернышевском».

Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»

К кому обращается автор стихотворения «Пророк», кого убеждает в правильности пути своего героя?

Почему стихотворение называется «Пророк»? Есть ли в нем основания для сопоставления стихотворения с «Пророком» Пушкина и «Пророком» Лермонтова?

В чем, по мысли автора, смысл жизни и высокое предназначение человека?

Какие жизненные ценности утверждает автор? Возможно ли, по Некрасову, служение добру без жертв?

Почему в финале стихотворения, написанного революционером-демократом, появляется библейский образ распятого Христа?

Выводы.

Вольнолюбивая лирика Некрасова носит философский характер. Его призывы к крестьянской революции окрашены мотивами смысла жизни и высокого предназначения человека. В «Песне Еремушке» звучит открытый призыв к борьбе за свободу угнетенного народа. В стихотворениях же «Рыцарь на час» и «Умру я скоро.» герой сожалеет о том, что он «к цели шел колеблющимся шагом», что ему суждены были «благие порывы», но «свершить ничего не дано». Поэт упрекает себя в политической нерешительности по отношению к страдающему народу, но он не согласен с теми, кто обвиняет его в «торговле лирой». Идеалом человека, оправдавшего свое предназначение, образцом решительности и последовательности в защите угнетенных и бесправных поэт считает Н. Г. Чернышевского и за перенесенные им страдания обожествляет его образ.

Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 997 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0