«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», —
сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти
весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.
Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя,
можно проводить с помощью составления подробного плана.
Тайна человеческого счастья, тайна зеленой палочки —
главная цель жизни Л. Н. Толстого.
Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны
в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На
пути к творчеству.
Поступление в Казанский университет. Поиски себя:
арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из
университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение
взглядов Руссо. Собственные философские опыты.
Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные
поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования. Проба пера — первые
литературные наброски.
Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851
год — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути
формирования человека.
Автобиографическая трилогия: «Детство», 1852 год;
«Отрочество», 1854 год; «Юность», 1857 год. Главный вопрос — каким надо быть? К
чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.
Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в
сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и
боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских
рассказах».
Идейные искания 50—60-х годов:
Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков.
«Утро помещика» (1856).
Ощущение надвигающейся крестьянской революции. Обличение
правящих кругов и проповедь всеобщей любви. Мировоззренческий кризис писателя.
Попытка в поездке за границу найти ответы на тревожащие
вопросы. «Люцерн» (1857).
Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и
просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» (1872) и книг
для детей.
Отношение к реформе. Активное участие в общественной
жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование. Изменения в личной
жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.
Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869).
Новый жанр — роман- эпопея. «Мысль народная» в романе.
«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье
личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.
Духовный кризис 70—80-х годов. Ожидание революции и
неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882).
Главное — защита интересов крестьянства.
Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о
движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против
беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899).
Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита
народа словом.
Преследование правительством и церковью. Широкая
популярность.
Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции
Астапово.
Закончить разговор о жизни и творчестве Толстого можно
мыслью о том, что граф Л. Н. Толстой был близок к народу и народ помнит об
этом:
— К Толстому, в Ясную Поляну! —
Велеть бы кучеру:
Вези.
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.
Вот он сидит, нахмурив брови,
За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф
он, забывая,
Идет со всеми к роднику.
И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давным-давно
Толстого нет.
Но, будто встречными опознан,
Вот-вот вернется в кабинет.
И, словно реки к океану,
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли. |