В центре урока — рассказ учителя об интересных фактах
биографии Тютчева и анализ его философских стихов о природе.
Главная мысль урока — подчеркнуть, что внешне обычная
жизнь Тютчева была полна драматизма, сложностей и неоднозначностей, что его
внутренний мир полон раздумий
о жизни, размышлений в тайнах бытия, что его поэзия — это
прежде всего поэзия мысли.
Основные факты биографии поэта, которые могут быть
отражены в лекции учителя.
1803—1819
годы — детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской
литературе, переводы из Горация.
1819—1822
годы — учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля
и Руссо. «Pensйes»
(«Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики,
осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.
1822—1837
годы — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем
— в Турине.
год
— смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
год
— второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.
40-е
годы — период становления политического мировоззрения Тютчева.
1844
год — возвращение в Петербург. Публикация политических статей
«Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».
1854
год — выход первого сборника стихотворений Тютчева.
50—60-е
годы — усиление трагизма восприятия жизни, связанное с
осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер
любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).
1858—1873
годы — служба в России в должности председателя Комитета цензуры
иностранной.
Специфика поэтики Тютчева:
Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт
философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью
чувств и настроений.
Для выражения сложного мира человеческой души поэт
использует ассоциации и образы из мира природы. Он не просто рисует состояние
души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую
таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы.
Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его
характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает
читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.
Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в
нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе
интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в
окно «румяным громким восклицаньем», и т. п.)
Эти особенности поэтического стиля Тютчева учащиеся могут
наблюдать и доказывать при анализе его лирики. При обучении интерпретации
тютчевских текстов о природе необходимо не только обратить внимание на их
философский характер, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах
раннего и позднего периода.
Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»
Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из
миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? (Чувства, мечты, мысли, душевные
движения.)
Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны
поэту для создания образа внешнего мира? (Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)
Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на
своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово
«молчи»?
Какой поэтический смысл выявляется в том, что
стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти
только молчание?
Какой характер придает тексту обилие глаголов в
повелительном наклонении?
Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении
образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к
«дневным лучам»?
Вопросы и задания к стихотворению
«Тени сизые смесились...»
Какой философский смысл приобретает в стихотворении
описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему
эта тишина так необходима лирическому субъекту?
Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»?
Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
Какой характер придает первой строфе обилие многоточий,
коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
Какой поэтический смысл подчеркивается множеством
глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски,
звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны
находиться человек и внешний мир?
Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»?
Как понять этот образ?
Вопросы и задания к стихотворению «Не
то, что мните вы, природа»
К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в
тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы —
это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое
мнение.
4. Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что
мните вы, природа», «Тени сизые смесились» и «Silentium».
При изучении стихотворений о природе позднего периода
необходимо обратить внимание на появление в них образа Родины, окрашенного
настроениями грусти и невыразимого страдания. В этом ключе следует
интерпретировать стихотворение «Эти бедные селенья».
Дома учащимся можно предложить подумать над
стихотворением «Как хорошо ты, о море ночное.», выяснить, что нового вносит
автор в изображение мира природы и мира человеческой души. Кроме того,
интересно сопоставить стихотворение Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное.»
со стихотворением В. Жуковского «Море» и попытаться определить, что в
настроении и образном ряде этих стихотворений дает основания для их
сопоставления.
|