Поэт XX века Николай Заболоцкий сказал об этой проблеме
так:
что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд
она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Особенности манеры Л. Н. Толстого в изображении
внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в
виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и
непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
хранительницу очага, основу семьи;
нравственные высокие начала: доброту, простоту,
бескорыстие, искренность;
связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);
естественность;
движение души.
С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к
ним неоднозначно.
Словарная
работа. Распределить данные слова, соотнося их с разными группами
героинь, — это и будут их основные черты.
Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие,
ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие,
карьеризм, достоинство, скромность, позерство.
Следует остановиться на одном образе, рассмотрев его
подробно, а остальные дать в сопоставлении с ним.
Например, Наташа Ростова. «Сущность ее жизни — любовь».
1. Знакомство с Наташей во время именин (т. 1, ч. 1, гл.
8—10, 16).
Сравните портреты Наташи, Сони и Веры. Почему в одной
автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая миниатюрная
брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная».
Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой?
«Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую
секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».
В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке
состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу,
то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его,
то оно дурно».
Понаблюдайте, как улыбаются героини:
Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось»,
«расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли
засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом».
Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть
никого», «притворную улыбку».
Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор».
Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это
обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно».
Элен: «что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее
лицо». Сравните объяснение Сони и Николая, Наташи и Бориса. Как
меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?
Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П.
Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл.
18—22).
Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них
общего (т. 1, ч. 1, гл. 22—23)? Почему автор рисует их с любовью?
Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной
черте: Соня — «кошечка», Лиза — «зверское, беличье выражение»?
Вспомните вечер у А. П. Шерер. Как там ведут себя
героини?
Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч.
1, гл. 1).
Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.
Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась
влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. 12)?
Наблюдая за глаголами в эпизоде «Вечер у Йогеля»,
расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. 15).
Наташа в Отрадном. «Лунная ночь» (т. 2, ч. 3, гл. 2).
Сравните поведение Сони и Наташи. Что почувствовал в
Наташе князь Андрей?
Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. 15—17).
Чем привлекла Наташа князя Андрея?
Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на
будущее?
Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. 7).
Истинная красота души и народный дух в песне дядюшки и в
пляске Наташи. Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
Эпизод с Анатолем и разрыв с Андреем.
Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на
вечере у А. П. Шерер (т. 2, ч. 4, гл. 12—13).
Как меняется Наташа под влиянием Элен?
Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. 17).
О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?
Что помогает ей вернуться к жизни? (Молитва.)
Состояние во время войны 1812 года.
Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи
подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. 16)?
Зачем Толстой соединяет Наташу и раненого Андрея (т. 4,
ч. 4, гл. 31—32)?
Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери
после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. 2)?
Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. 10—12). Как
воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?
Вывод.
Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от
радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки
с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис
и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи
близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла
жизни в семье в роли жены и матери.
Урок по этой теме может завершиться одной из письменных
работ:
Наблюдения за динамикой портрета Наташи.
Поиски наиболее характерных деталей в портретах героинь.
Сопоставление героинь (Наташа Ростова — княжна Марья —
Элен — Соня).
Внешние и внутренние черты:
красота;
состояние души, умение переживать, верность, отзывчивость, любовь,
естественность. |