Среда, 11.12.2019, 05:55

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«В высшей степени правдив и человечен». Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина
29.04.2014, 16:17

Урок можно провести в форме лекции с элементами беседы и начать его со знакомства с рассказом А. И. Куприна «Исполин».

Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.

«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство. — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и.

Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями.»

Вопросы классу

Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна?

Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста.)

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну.

Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности».

Используя учебник, учитель составит вместе со школьниками хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества писателя. Начать работу можно в классе, а закончить дома.

15 января 1826 года — родился в семье богатых помещиков Тверской губернии. Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян — ненависть к крепостному праву. Картины детства отразились в «Пошехонской старине».

1836 год — Московский дворянский институт, где воспитывались В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.

1838 год — в числе лучших переведен в лицей, где царствовали муштра и убогие знания. Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.

1844—1848 годы — служба. Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии. Повесть «Противоречия». Повесть «Запутанное дело».

26 апреля 1848 год — лично Николай I подписывает приказ об аресте и ссылке в Вятку. Арест общества петрашевцев.

1848—1856 годы — 8 лет ссылки. Тяжелый период: пошлость, произвол, бесправие, отсутствие друзей.

1857    годы — из Вятки в Петербург. Книга «Губернские очерки» (Н. Щедрин). Галерея паразитов, сосущих кровь народа.

1863    годы — циклы сатирических рассказов. Критика реформ. Призыв к делу.

1868    годы — государственная служба, литературная деятельность. Вице- губернатор в Рязани, в Твери, председатель казенной палаты в Пензе, служил в Туле, защищал народ. Закрытие «Современника».

1868—1884 годы — Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в «Отечественные записки», где писатель работает до их закрытия. После смерти Некрасова становится редактором журнала. Борьба с цензурой. Эзопов язык. Мысли о свержении существующего строя. Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши». Роман «История одного города».

70-е годы — болезнь, напряженная работа, поездка за границу, новые впечатления. 1880 год — отдельное издание «Господ Головлевых».

80-е годы — раздумья над судьбой русского народа. Сказки как итог раздумий. Ненависть к поработителям, любовь к народу.

1884 год — закрыты «Отечественные записки». Написана «Пошехонская старина».

28 апреля 1889 года — Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие писали, что творчество Салтыкова-Щедрина будит сознание народа, зовет на борьбу против зла, угнетения, на поиски правды и света.

В заключение урока звучит стихотворение Пушкина «Пророк».

Итоговые вопросы

Какова связь между стихотворением Пушкина «Пророк» и жизнью Салтыкова-Щедрина?

Почему А. Н. Островский назвал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина пророком?

Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 708 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0