Урок можно провести в форме лекции с элементами беседы и
начать его со знакомства с рассказом А. И. Куприна «Исполин».
Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и
грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в
бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их
портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных
слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят
у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным
ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову,
Гоголю.
«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными,
выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который,
высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку.
[Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство. — залепетал Костыка и весь
холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который
произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и.
Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово,
которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего
отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило
его зрачки молниями.»
Вопросы классу
Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна?
Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком
была совесть нечиста.)
У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с
Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской
деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского
подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он
глубоко любил свою страну.
Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы
восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать
в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и
заключалась задача всей его деятельности».
Используя учебник, учитель составит вместе со школьниками
хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества писателя. Начать
работу можно в классе, а закончить дома.
15
января 1826 года — родился в семье богатых помещиков Тверской
губернии. Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать,
нищета крестьян — ненависть к крепостному праву. Картины детства отразились в
«Пошехонской старине».
1836
год — Московский дворянский институт, где воспитывались В. А.
Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на
себе влияние Лермонтова.
1838
год — в числе лучших переведен в лицей, где царствовали муштра и
убогие знания. Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем,
Белинским.
1844—1848
годы — служба. Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли его
только о литературе. Критические статьи, рецензии. Повесть «Противоречия».
Повесть «Запутанное дело».
26
апреля 1848 год — лично Николай I подписывает приказ об аресте и
ссылке в Вятку. Арест общества петрашевцев.
1848—1856
годы — 8 лет ссылки. Тяжелый период: пошлость, произвол,
бесправие, отсутствие друзей.
1857 годы — из Вятки в Петербург.
Книга «Губернские очерки» (Н. Щедрин). Галерея паразитов, сосущих кровь народа.
1863 годы — циклы сатирических
рассказов. Критика реформ. Призыв к делу.
1868 годы — государственная служба,
литературная деятельность. Вице- губернатор в Рязани, в Твери, председатель
казенной палаты в Пензе, служил в Туле, защищал народ. Закрытие «Современника».
1868—1884
годы — Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в «Отечественные
записки», где писатель работает до их закрытия. После смерти Некрасова
становится редактором журнала. Борьба с цензурой. Эзопов язык. Мысли о
свержении существующего строя. Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши».
Роман «История одного города».
70-е
годы — болезнь, напряженная работа, поездка за границу, новые
впечатления. 1880
год — отдельное издание «Господ Головлевых».
80-е
годы — раздумья над судьбой русского народа. Сказки как итог
раздумий. Ненависть к поработителям, любовь к народу.
1884
год — закрыты «Отечественные записки». Написана «Пошехонская
старина».
28
апреля 1889 года — Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие
писали, что творчество Салтыкова-Щедрина будит сознание народа, зовет на борьбу
против зла, угнетения, на поиски правды и света.
В заключение урока звучит стихотворение Пушкина «Пророк».
Итоговые
вопросы
Какова связь между стихотворением Пушкина «Пророк» и
жизнью Салтыкова-Щедрина?
Почему А. Н. Островский назвал сатирика М. Е.
Салтыкова-Щедрина пророком?
|