«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами
Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно
до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею.
Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В
его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к
«истории души человека», и к «истории целого народа».
Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться
из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое
событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Формирование замысла определил сам автор:
1856
год — начало замысла.
«В 1856 году я начал писать повесть с известным
направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с
семейством в Россию».
1825
год — восстание декабристов.
«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе
заблуждений и несчастий моего героя».
1812
год — война.
«Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его
молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».
1805—1807
годы — заграничные походы русской армии.
«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с
бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его
середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
Проблемы начала века:
«Более всего в романе я любил мысль народную». Главная
проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев
общества.
«Кто истинный герой?» — общественная роль дворянства, его
влияние на жизнь общества и страны.
Истинный и ложный патриотизм.
Назначение женщины — сохранение семейного очага.
Проблемы середины века:
Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права —
реформы 60-х годов.
Постепенный уход дворянства с арены борьбы,
несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.
Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской
войне.
Вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о
женской эмансипации.
В романе 4 тома и эпилог:
1 том — 1805 год.
2 том — 1806—1811 годы.
3 том — 1812 год.
4 том —1812—1813 годы. Эпилог — 1820 год.
Работа с классом по выявлению
специфики жанра романа-эпопеи:
1. Объяснение понятия «роман-эпопея». Роман-эпопея —
наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой
эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический
процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина
мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый
человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные
переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю
литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.) 2. Выявление черт
эпопеи в романе «Война и мир».
Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая
битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).
События общественной и политической жизни (масонство,
законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера,
Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
Показ различных слоев населения (поместное, московское,
петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы,
великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).
Огромное количество человеческих характеров.
Большая протяженность во времени (15 лет).
Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья
Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового
жанра, и только роман- эпопея мог воплотить все авторские условия.
Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы
понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу
составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы
«Войну и мир».
Итоговые вопросы по определению
авторского своеобразия романа «Война и мир»:
Как начинается роман?
В чем своеобразие такого начала?
Какова интонация первых глав? Оправданна ли она?
Как меняется мир романа от одной сцены к другой?
Вывод.
Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы
русской жизни, — это:
Прием сопоставления и противопоставления.
— внутренний монолог.
«Срывание всех и всяческих масок».
3. Психологизм повествования
|