Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он
«старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа»
определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.
Толстой хотел показать: народ-герой (ср. с
«Севастопольскими рассказами»); народ, влияющий на историю.
Главная задача писателя могла быть решена именно в
романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе:
судьбы народа,
сам исторический процесс,
широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира,
раздумья над судьбами мира и людей.
Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы
показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.
1. Работа с текстом. Анализ эпизодов
Война 1805—1807 годов. 1. «Смотр под Браунау».
Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия
принимает участие в ней?
Сравните сцены «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под
Браунау». Как меняется интонация, позиция автора?
Почему сценой «Смотр под Браунау» Толстой вводит тему
народа?
В чем особенности поведения Кутузова? Почему он так
активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?
Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и
солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?
Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора
с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?
Почему так детально «выписывает» Толстой сцену,
изображающую солдат, поющих песню? Проанализируйте ее и определите, какие слова
говорят об отношении автора к этой сцене и о высоком духе русской армии.
2. «Переправа через Энс».
Почему в развитии военной темы переправа через Энс —
вторая?
Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите
общее и отличное. Где здесь «мир Курагиных», а где простой человек, готовый жертвовать
собой?
Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?
Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные
офицеры — Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?
Таким образом, накануне сражений мы видим, что штабные
офицеры «ловили кресты, рубли и чины», они продолжали жить по законам вечера у
А. П. Шерер. Истинное же, по мнению Толстого, заключается в духе народа и
офицеров, близких ему, в Кутузове. Толстой развенчивает высшее общество и
восхищается духовной силой народа.
3. Сопоставительный анализ Шенграбенского и Аустерлицкого сражений.
Война 1812 года.
Трагические и героические страницы истории русской армии:
от Немана до Смоленска;
Смоленское сражение;
Бородинское сражение.
Поэт Яков Полонский начало войны 1812 года описал в
стихотворении «Переправа через Неман».
Вопросы и задания для работы с
классом
Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа
через Неман». Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?
В чем своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в
Смоленске зарождается единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя
жители города?
О чем говорит тот факт, что русские войска оставили
Смоленск? Кто в этом виноват? Как дрались русские солдаты под Смоленском?
Как можно объяснить бунт богучаровских мужиков,
отказавшихся ехать с княжной Марьей?
Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле!
Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?
По карте, показывающей, по мнению Толстого, истинное
расположение войск, объясните, зачем он изменяет диспозицию, усложняя положение
русских. (Русские сражались почти
не имея укреплений и выгодных положений.)
Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека
невоенного?
Что видит Пьер, выезжая из Можайска? О чем говорит вид
ополченцев, кавалеристов-песельников?
Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем
народом навалиться хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»?
О каком чувстве говорит Толстой. «Он [Пьер] оглянулся на
Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно
так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения.
На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал
вчера»?
Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского.
Как ведут себя защитники кургана Раевского?
Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение
защитников кургана Раевского.
Какой смысл выявляется при нахождении ключевых слов
эпизода? О каких качествах русских людей это говорит?
Какой символический смысл проявляется в слове «огонь»? (В
этом вдохновенном «огне» причина и источник победы так как «победа» в
Бородинской битве была более нравственная, нежели физическая.)
Сравните описание кургана Раевского с описанием
Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Главное для писателей:
возвеличить русский народ;
показать, что он — победитель и вершитель исторических
событий; показать его патриотизм и героизм — «Да, были люди в наше время».
Этому подчинена и композиция романа: Вначале широкий план — позиция русских и
французов; затем сужение — настроение русских;
еще уже — Кутузов противопоставлен Наполеону. Опять
широкий план — ход сражения;
сужение — поведение русских и Кутузова, полк князя
Андрея; еще уже — ранение Андрея. Выводы. Толстой показывает войну двояко:
Изображая ужасы войны, например, на перевязочных пунктах.
«Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в
разных положениях и мундирах на полях и лугах».
«На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля
были пропитаны кровью».
«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на
раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он
говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь.
Что вы делаете?»
Изображая героизм народа, произнося гимн
народу-победителю: «.победа нравственная, та, которая убеждает противника в
нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана
русскими под Бородином».
Партизанская война — это война самого народа.
Изображение Толстым «дубины народной войны».
Развитие партизанского движения: войска оставляют
Смоленск (жители поджигают дома и уходят); войска оставляют Москву (жители
уходят и поджигают Москву); Наполеон входит в пустой город; рождение
партизанских отрядов.
Задания классу
Сравните отношение к войне и поведение во время угрозы
России в салонах Шерер, Элен, Ростопчина с поведением простого народа.
Опишите военные действия двух партизанских отрядов,
показанных в романе (Денисова и Долохова). Как в образе Тихона Щербатого
олицетворяется русский народ? Какие черты русского народа показаны в нем?
Как бойцы отряда относятся к пленным? Почему жалеют
французского барабанщика?
Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова:
«Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и
они люди»?
Вывод.
Партизанское движение — это суть патриотизма русского народа.
Урок можно завершить строками из стихотворения В. Жуковского
«Бородинская годовщина».
|