Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек
сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения
исторических, общечеловеческих целей. Чем выше стоит человек на общественной
лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других
людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка».
Таким образом. Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к
естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих
позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона. Рассматривать эти образы
лучше в сопоставительном плане. Более полно раскрыть тему поможет сравнение с
образом Александра I.
Вопросы и задания для обсуждения
Вспомнив сцену смотра в Браунау, докажите, что Кутузов — народный
полководец, что он близок народу. (Обращает внимание на простых
солдат, на их обмундирование, не случайно смотр проходит в походной одежде.)
Обращаясь к разработке военных действий, докажите, что
Кутузов прежде всего думает о солдатах.
Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой
битвы. О чем оно говорит? Сравните с ним настроение императора Александра.
(«Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив
лошадь, отдохновенно вздохнул». Его свита: «...все богато одетые, веселые
молодые люди на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших
лошадях».) Почему
между Кутузовым и Александром такие натянутые отношения?
Сравните Кутузова и Наполеона во время Аустерлицкой битвы.
(Горечь Кутузова от бегства солдат; Наполеон, рассматривающий убитых и
раненых.)
Сравните поведение Александра и Наполеона во время
пребывания в Тильзите.
Проследите, как в войне 1812 года крепнет единство Кутузова с народом.
(Назначение Кутузова в тот момент, когда война приобрела народный характер —
после Смоленска; слова об ополченцах, которые готовы умереть; сцена молитвы на
Поклонной горе («миром»); речь Кутузова, обращенная к солдатам после изгнания
французов.)
Сравните отношения Наполеона с солдатами его армии в
сцене переправы через Неман.
(Бессмысленная храбрость, приведшая к гибели людей.)
Сравните поведение русских воинов в сцене переправы через
реку Энс. (Храбрость гусарского
эскадрона и неразбериха в штабных кругах.)
Сравните поведение Александра и народа в сцене, где он
разбрасывает бисквиты.
Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской
битвы. Сравните понимание происходящего Кутузовым и Наполеоном.
(Кутузов отступает, идя к победе, берет на себя решение судьбы армии и страны.
Наполеон же «играл роль доктора, который мешает своими лекарствами».)
Вывод.
Толстой, сопоставляя Кутузова, Наполеона и Александра, показывает, что Кутузов
— народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность,
истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем —
величие, простота, добро и правда.
Наполеона отличают лицемерие, себялюбие, искусственность,
театральность, неумение думать о других. Это все сближает Наполеона с высшим
светом России (сравните вечер у А. П. Шерер — та же театральность) и с русским
императором Александром. Поэтому-то Александр так не любит народного полководца
Кутузова. (Сравните —
письмо государя Кутузову после сдачи Москвы.)
|