Урок внеклассного чтения в конце изучения творчества
Пушкина можно посвятить знакомству с «Маленькими трагедиями». Детальное
изучение поэтики «Маленьких трагедий» — задача не для школьников, поэтому
учителю следует остановиться на общей характеристике идейно-художественного
своеобразия этого драматического цикла, а на уроке внеклассного чтения
текстуально изучить одну из трагедий, например «Моцарт и Сальери».
Учителю при изучении лирики поэта необходимо доказать,
что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия
— совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Главной на последнем уроке по лирике Лермонтова станет
тема Родины. В 40-е годы XIX века эта тема приобрела в его творчестве
философский характер. При анализе стихотворения «Родина» важно обратить
внимание учащихся на смыслообразующие элементы художественной формы текста.
Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует
повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов
XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни
писателя повлияли на создание образа Печорина.
На первом уроке следует вспомнить с учениками черты
эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу,
проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать
выводы о загадках характера Печорина.
На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает
душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет
интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки
его характера.
В центре урока — раскрытие необходимости образов
второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке
можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов
разделить класс на четыре группы.
Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью,
так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную
грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.
На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными
положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа
Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков...
На первом уроке необходимо дать общее представление о личности
писателя, его творческом пути, особо остановившись на выборе Гоголем своей
жизненной дороги, своей будущей деятельности.
На уроке, посвященном изображению чиновничьего мира в
поэме, можно провести «заочную экскурсию» по губернскому городу N (гл. 1,
7—10). Внимательно рассмотрим улицы города, вывески на домах, присутственные
места.
В разговоре о Чичикове уместно вспомнить рассказ В. М.
Шукшина «Забуксовал». Учитель сообщит классу, что герой рассказа, слушая, как
его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ»,
невольно задумывается над вопросом...
В начале урока можно рассмотреть со школьниками титульный
лист поэмы, изображенный самим Гоголем. Слово «поэма» начертано более крупным
шрифтом, который значительно превышает по размеру основное название.
Урок можно провести с использованием групповой формы
работы. Работу с карточками-заданиями учащиеся начнут дома, а на уроке сообщат
о своих наблюдениях.
Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим
на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и
Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди,
наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это?
Каким показан город Калинов?
Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой
жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные
трактовки, во-вторых — своеобразием содержания, так как в пьесе
социально-нравственный конфликт, в-третьих — активным развитием критической
мысли в данный период.
Все три пьесы Островского («Гроза», 1860 г.;
«Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1879 г.) — о любви. Они тесно связаны
между собой, и поэтому возможно проведение урока, объединяющего все три
произведения одной темой.
«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»
— так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в
России обострилась борьба различных взглядов и течений.