Вторник, 10.12.2019, 13:39

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова
29.04.2014, 16:36

В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, — причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт — лирик по сути — всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали».

В начале урока — небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а также эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, например: «Надрывается сердце от муки», «Ты всегда хороша несравненно», «Внимая ужасам войны», «Праздник жизни — молодости годы», «Поэту» («Любовь и Труд — под грудами развалин.»), «Русскому писателю».

Вопросы классу на выявление восприятия

Какие жизненные проблемы волновали поэта?

Каким вам представляется его облик в этих стихах?

Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема:

Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии.

Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки».

Переломный момент в жизни Некрасова — сближение с Белинским. Некрасов — апологет «гоголевского направления» в литературе. «Физиология Петербурга».

Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание униженным, ирония в адрес «хозяев жизни».

Вопросы и задания для обсуждения стихотворения «Еду ли ночью по улице темной»

Индивидуальные задания. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления? Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной»:

«Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года).

«Кто способен написать стихотворения: „Филантроп", „Эпилог к ненаписанной поэме", „Еду ли ночью по улице темной.", „Саша", „Живя согласно с строгою моралью.", — тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861).

«Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления. Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете. Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 года).

В 1847—1866 годах. Некрасов — издатель и редактор «Современника».

Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847—1866 годов. Их жанровое многообразие:

стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская.», «О погоде», «Плач детей», «Забытая деревня» и др.);

лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно.», «Мы с тобой — бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Прости» и др.);

стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Праздник жизни — молодости годы», «Безвестен я. Я с вами не стяжал», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и гражданин» и др.);

стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.);

стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год — уменьшаются силы.», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.).

В 1867—1877 годах. Некрасов — редактор и издатель журнала «Отечественные записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:

поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма «Кому на Руси жить хорошо»;

элегические произведения («Душно без счастья и воли.», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);

лирический цикл «Последние песни» (1876—1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья», «Зине», «О Муза! я у двери гроба!..»).

8 января 1878 года — смерть Некрасова. Его поэтическое завещание — стихотворение «Зине». Зина — жена Некрасова. Ее настоящее имя Фекла Онисимовна Викторова. Когда Некрасов познакомился с ней в 1871 году, ему было 50 лет, ей 18. Она была женщиной без образования. Когда он заболел, она так самоотверженно ухаживала за ним, что преждевременно состарилась. Некрасов обвенчался с ней уже на смертном одре. После его смерти она уехала из Петербурга и умерла в Саратове в 1915 году.

Вопросы и задания к стихотворению «Зине»

С каким чувством поэт идет к смерти? Какой жизненный итог подводит?

Как и с каким настроением он рассуждает о своей посмертной славе? Почему он считает, что его слава «померкнет» после его смерти?

Что для поэта представляет большую ценность в жизни: песни или борьба?

Какой характер приобретает противоречие между поэтическим талантом и необходимостью участия в общественной борьбе?

За что упрекает себя поэт? Каков его нерукотворный памятник себе? Сопоставьте его позицию с поэтическими убеждениями Пушкина в стихотворении «Памятник».

Как проявляются в этом стихотворении гуманистические взгляды Некрасова?

Каким, по Некрасову, должно быть высокое предназначение человека?

Выводы.

Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его творчестве. Он живо откликался на многие злободневные события своего времени; сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть; противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их сложность и драматизм. Незадолго до смерти он приходит к убеждению, что он плохой поэт, так как подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, так как сердце поэта, открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с врагами.

Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 1015 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0