В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к
творчеству поэта, — причина внутренних противоречий в его мировоззрении и
творчестве. Поэт — лирик по сути — всю жизнь подчинял свое поэтическое
творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен»
божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она
должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки,
исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести
и печали».
В начале урока — небольшой концерт из стихотворений
Некрасова, а также эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и
творчества поэта. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства
сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического
творчества, например: «Надрывается сердце от муки», «Ты всегда хороша
несравненно», «Внимая ужасам войны», «Праздник жизни — молодости годы»,
«Поэту» («Любовь и Труд — под грудами развалин.»), «Русскому писателю».
Вопросы классу на выявление
восприятия
Какие жизненные проблемы волновали поэта?
Каким вам представляется его облик в этих стихах?
Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя
может стать хронологическая схема:
Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской
гимназии.
Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало
поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и
звуки».
Переломный момент в жизни Некрасова — сближение с
Белинским. Некрасов — апологет «гоголевского направления» в литературе.
«Физиология Петербурга».
Произведения первой половины 40-х годов: «Родина»,
«Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание
униженным, ирония в адрес «хозяев жизни».
Вопросы и задания для обсуждения
стихотворения «Еду ли ночью по улице темной»
Индивидуальные
задания. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице
темной» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления? Сопоставьте
разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной»:
«Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й
книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это
удивительное произведение — и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В.
Белинскому от 26 ноября 1847 года).
«Кто способен написать стихотворения: „Филантроп",
„Эпилог к ненаписанной поэме", „Еду ли ночью по улице темной.",
„Саша", „Живя согласно с строгою моралью.", — тот может быть уверен в
том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861).
«Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной
повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет
ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения,
которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от
преступления. Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит
все в черном свете. Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта
цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного
просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 года).
В 1847—1866 годах. Некрасов — издатель и редактор
«Современника».
Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847—1866 годов.
Их жанровое многообразие:
стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты,
женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская.»,
«О погоде», «Плач детей», «Забытая деревня» и др.);
лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях
любящих людей («Ты всегда хороша несравненно.», «Мы с тобой — бестолковые
люди», «Я не люблю иронии твоей», «Прости» и др.);
стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим
призванием и общественным долгом («Праздник жизни — молодости годы»,
«Безвестен я. Я с вами не стяжал», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и
гражданин» и др.);
стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным
настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский»,
«Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.);
стихи о России, о высоком общественном назначении
русского человека («Что ни год — уменьшаются силы.», «Саша», «Несчастные»,
«Возвращение», «Начало поэмы» и др.).
В 1867—1877 годах. Некрасов — редактор и издатель журнала
«Отечественные записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот
период:
поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»),
сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма «Кому на Руси жить
хорошо»;
элегические произведения («Душно без счастья и воли.»,
«Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);
лирический цикл «Последние песни» (1876—1877)
(«Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья», «Зине», «О Муза! я у двери
гроба!..»).
8 января 1878 года — смерть Некрасова. Его поэтическое
завещание — стихотворение «Зине». Зина — жена Некрасова. Ее настоящее имя Фекла
Онисимовна Викторова. Когда Некрасов познакомился с ней в 1871 году, ему было
50 лет, ей 18. Она была женщиной без образования. Когда он заболел, она так
самоотверженно ухаживала за ним, что преждевременно состарилась. Некрасов
обвенчался с ней уже на смертном одре. После его смерти она уехала из
Петербурга и умерла в Саратове в 1915 году.
Вопросы и задания к стихотворению
«Зине»
С каким чувством поэт идет к смерти? Какой жизненный итог
подводит?
Как и с каким настроением он рассуждает о своей
посмертной славе? Почему он считает, что его слава «померкнет» после его
смерти?
Что для поэта представляет большую ценность в жизни:
песни или борьба?
Какой характер приобретает противоречие между поэтическим
талантом и необходимостью участия в общественной борьбе?
За что упрекает себя поэт? Каков его нерукотворный
памятник себе? Сопоставьте его позицию с поэтическими убеждениями Пушкина в
стихотворении «Памятник».
Как проявляются в этом стихотворении гуманистические
взгляды Некрасова?
Каким, по Некрасову, должно быть высокое предназначение
человека?
Выводы.
Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его
творчестве. Он живо откликался на многие злободневные события своего времени;
сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть;
противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных; восхищался
своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко
чувствовал интимные отношения между людьми, их сложность и драматизм. Незадолго
до смерти он приходит к убеждению, что он плохой поэт, так как подчинил свой
поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, так как сердце поэта,
открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с
врагами.
|