Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность
Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть,
только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника.
Для
этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы
Достоевского, например:
Мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние
рассуждения.
Поведение Раскольникова после убийства.
Поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства
Настасьи Филипповны.
Встреча Раскольникова с Мармеладовым.
Вопрос
для обсуждения в классе. Что можно сказать о
Достоевском-художнике и о Достоевском-человеке по этим отрывкам?
Общие
выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского
отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует
малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в
очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу.
Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит
о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и
показывает, что главное в писателе — это боль за страдающего, униженного
человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее,
чем свое.
С этих позиций идет обсуждение первого романа
Достоевского «Бедные люди» (1845—1846). Чтение и комментирование нескольких
писем. Как в них проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм автора?
Вывод.
Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и
бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность
сочувствовать, сопереживать и сострадать.
Краткий рассказ учителя или сообщение ученика о
деятельности Достоевского в обществе петрашевцев (Михаила Васильевича
Буташевича-Петрашевского).
Вопросы для обсуждения
Почему был закономерен приход Достоевского в общество
петрашевцев?
Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?
Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом
борьбы?
Сообщение об аресте петрашевцев. В 1849 году 21 человек
(в том числе и Достоевский) приговорены к смертной казни. «Десять ужасных,
безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь.
Смерть заменена каторгой, только в 1859 году Достоевский возвращается в
Петербург.
Чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о
Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома». Что можно
сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?
«Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет
увидеть в каторжниках людей, требующих сострадания: «И сколько в этих стенах
было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром!
Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли
даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто
виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество,
которое нужно изменить.
Чтение заключительных страниц из романа «Преступление и
наказание» или из «Братьев Карамазовых» даст ответ на вопросы:
Какой путь изменения предлагает Достоевский?
Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека?
(Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению.
Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и
оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни
был — он Человек.)
Проанализируйте названия произведений Достоевского и
определите:
Каково основное направление его творчества? Как оно
меняется в 70—80-е годы?
«Бедные люди» — 1845—1846 годы. «Записки из мертвого
дома» —
1861—1862 годы. «Униженные
и оскорбленные» — 1861 год. «Преступление и наказание» —
1866 год. «Идиот» —
1868 год. «Бесы» —
1870 год.
(Под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир
Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности). |