Вторник, 10.12.2019, 13:20

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«Человек, который весь борьба». Слово о Достоевском. Личность и судьба писателя
27.04.2014, 19:46

Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника.

Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:

Мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние рассуждения.

Поведение Раскольникова после убийства.

Поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны.

Встреча Раскольникова с Мармеладовым.

Вопрос для обсуждения в классе. Что можно сказать о Достоевском-художнике и о Достоевском-человеке по этим отрывкам?

Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе — это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

С этих позиций идет обсуждение первого романа Достоевского «Бедные люди» (1845—1846). Чтение и комментирование нескольких писем. Как в них проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм автора?

Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.

Краткий рассказ учителя или сообщение ученика о деятельности Достоевского в обществе петрашевцев (Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского).

Вопросы для обсуждения

Почему был закономерен приход Достоевского в общество петрашевцев?

Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?

Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы?

Сообщение об аресте петрашевцев. В 1849 году 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорены к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 году Достоевский возвращается в Петербург.

Чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома». Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?

«Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, требующих сострадания: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить.

Чтение заключительных страниц из романа «Преступление и наказание» или из «Братьев Карамазовых» даст ответ на вопросы:

Какой путь изменения предлагает Достоевский?

Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.)

Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите:

Каково основное направление его творчества? Как оно меняется в 70—80-е годы?

«Бедные люди» 1845—1846 годы. «Записки из мертвого дома» 1861—1862 годы. «Униженные и оскорбленные» 1861 год. «Преступление и наказание» 1866 год. «Идиот» 1868 год. «Бесы» 1870 год.

(Под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности).
Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 1472 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0