Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок
Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками «для детей изрядного
возраста». На первом уроке необходимо выделить несколько главных положений:
«Сказки» — это своеобразный итог художественной
деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного
и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по
1886 год.
Изучение «Сказок» предполагается в контексте соотнесения
социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических
образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою
жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек
способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять
себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» — от слова «писк», так как рыба
пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк.)
Сказки Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя.
Это философско- сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал
писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки
Салтыкова- Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и
отличительные черты.
О чем же учил думать «детей изрядного возраста»
Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть
детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?
Правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
бесправное положение народа в России, его пассивность и
покорность;
бездуховность.
Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.
Разные способы смеха:
а) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным
является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая
явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание
реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
б) иносказание,
аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная
речь, основанная на вынужденном иносказании;
в) гипербола
— чрезмерное преувеличение.
На примере сказки «Дикий помещик» учащиеся под
руководством учителя находят приемы сатирического изображения действительности
Салтыковым-Щедриным.
В заключение урока учитель сообщает учащимся основную
проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения
действительности в «Сказках».
В слабом классе можно организовать коллективный разбор
сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к
изучению «Истории одного города».
Параллели сказки «Медведь на воеводстве» (1884) и романа
«История одного города»: лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев —
градоначальники; лесные мужики — глуповцы. Справка из словаря С. И. Ожегова:
Трущоба — а) труднопроходимое место (лес, бурелом);
б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно застроенная
часть города, обычно на окраинах, где живет беднота.
Особенности субъективно-авторского значения слова
«трущоба» у Салтыкова- Щедрина:
трущоба — это слово-образ, многозначность которого имеет
большой смысл, а лексическое значение шире за счет подтекста, так как это
эзопов язык. В центре сказки жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого
разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, —
но они приобретают дополнительные нюансы. Лев — враг просвещения и искусств,
мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал».
Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях
различные черты: они и звери, и люди.
Почему же сказка была под запретом до 1906 года?
(Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства:
Лев — Александр III,
Осел — Победоносцев,
Топтыгин I и Топтыгин II — граф Д. Толстой и
министр внутренних дел Игнатьев.)
Можно предложить учащимся прочитать дома одну-две сказки
Салтыкова-Щедрина и, используя материалы урока, выполнить на выбор одно из заданий:
Анализ сказки, прочитанной дома.
Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
Написание собственной сказки в духе Салтыкова-Щедрина.
Примерный план анализа сказки
Основная тема сказки (о чем?).
Главная мысль сказки (зачем?).
Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц
раскрывается основная
мысль сказки?
Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к
народным сказкам.
Сатирические приемы, использованные автором.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж,
портрет, интерьер.
Соединение фольклорного, фантастического и реального. |