В самом названии романа выделены две силы: «отцы» и
«дети». Работа на уроке пойдет по двум значениям этих понятий: социальному и
общечеловеческому.
Вопросы и задания для обсуждения на
уроке
Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук
в раскрытии темы «отцов» и «детей». (УБазарова «обнаженная
красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича
«красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал
Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного
слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким
образом, рука — показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а
конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в Х
главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не
правы? (Они спорят о значении
дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.)
Базаров прав:
Надо делать дело. Надо проверять любую истину
|
Павел Петрович прав:
Нужна связь во времени, т. е. преемственность
|
Базаров не прав:
В отношении к прошлому; в принципах объяснения жизни
через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь — физиология, природа
— мастерская, красота — польза, мечта — гниль)
|
Павел Петрович не прав:
В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации
ряда истин; в постановке принципов во главу угла
|
Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли
отношения? Старались ли они понять друг друга? (Позиции Базарова
и Кирсанова — крайности. Им не хватило: одному — чувства почтения «сына»,
другому — любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли
отношения. Начиная с XIII главы, автор снимает внешнее противостояние, антитеза
переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях:
невоплощенная любовь, история с Фенечкой.)
Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI,
XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское
отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева:
«Аркадий. хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова,
которые решительно не могут с ним срастись. Он — сам по себе, а идеи — сами по
себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего
ребенка»? (Увлечение Аркадия
нигилизмом — это дань моде, времени. Он подражает Базарову, что вызывает иронию
автора.)
Анализируя лексику XII и ХШ глав, покажите авторское
отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они
изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? (Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором
раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов
оттеняют силу и мощь Базарова.)
Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова
идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера
главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их
любит и жалеет. Базаров сознательно отказывается от семейных традиций,
преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал.
Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова
композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова?
(Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это
герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не
поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в
заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и
дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится
забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и
пытается понять будущее. Эти герои создают семьи.)
Общий
вывод.
В раскрытии социального уровня конфликта Базаров остается один, один и
Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если
говорить об общечеловеческом семейном значении заглавия, то в системе образов
обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Дети отцов —
это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. |