Поэт Н. И. Гаген-Торн так сказал о войне:
Эта рана — всегда болит.
Это горе — всегда с тобой.
Поэтому урок внеклассного чтения по книгам о войне можно
начать, опираясь на Толстого. Именно Толстым были заложены принципы и
особенности изображения войны. Вся последующая литература — это развитие
толстовских традиций. Поэтому закономерно и урок по современной литературе о
последних войнах провести именно после изучения творчества Толстого. Война у
Толстого представлена многопланово и разнообразно:
Отдельные сражения (Шенграбен, Аустерлиц, Смоленск).
Поворотные битвы (Бородино).
Поведение человека на войне (Ростов, Тушин, Тимохин,
Долохов).
Жизнь в тылу (партизанские отряды Денисова и Долохова).
Плен (Пьер и Платон Каратаев).
В современной литературе мы находим те же направления:
Отдельные сражения (А. Ананьев. «Танки идут ромбом»).
Поворотные битвы (А. Чаковский. «Блокада»).
Поведение человека на войне (В. Быков. «Дожить до
рассвета»; Б. Васильев. «В списках не значился»).
Жизнь в тылу (В. Закруткин. «Матерь человеческая»).
Плен (В. Логинов. «В подполье Бухенвальда»).
На уроке можно взять один из аспектов и рассмотреть те
произведения, которые прочитаны учащимися, сопроводив урок чтением стихов о
войне и военными песнями.
На уроке можно обсудить проблемы
повести Б. Васильева «В списках не значился».
Почему повесть так называется?
Как показана война Б. Васильевым?
Что символизирует образ лейтенанта Плужникова?
Почему немецкий офицер отдает ему честь?
С какой целью написана повесть? О чем она? Что хотел
сказать автор?
Традиции Толстого в изображении войны у современных
авторов — это: О войне надо писать правду.
Война — это ужас, кровь, страдания и смерть. Она
противоестественна. Изображение внутреннего состояния человека на войне.
Воспоминания, сопоставление настоящего и прошлого. Эти направления можно
изучить, обращаясь к различным произведениям:
Ю. Бондарев. «Горячий снег».
Как показана правда о войне в этом произведении?
Б. Васильев. «А зори здесь тихие».
В чем, по мысли автора, самая ужасная сторона войны? Как
показана противоестественность войны? В чем особенности изображения героев
повести?
В. Быков. «Сотников».
Как в повести показан внешний и внутренний героизм? Как
показывает автор поведение на войне?
Почему в повести мало чисто военных событий?
4. В. Быков. «Карьер» — мотив памяти.
Зачем в повести используются разные временные аспекты:
прошлое — настоящее?
Можно также обсудить произведения о войнах последних лет
в Афганистане и Чечне, например повесть С. Алексиевич «Цинковые мальчики», и
подумать над вопросами, как помогает документальность острее раскрыть проблемы
этой войны и что глубже видит писатель-женщина.
В заключение могут прозвучать песни и стихи о войнах
наших дней. Эмоциональный итог урока в словах А. Злобина из книги «Самый
далекий берег»:
«Много людей на земле, и брат разлучился с братом, сын —
с отцом, жена — с мужем, и я — с тобой; оттого и плачет земля, и сердце
раскрылось для боли».
|