В центре урока — чтение и обучение интерпретации
философских стихов Фета, посвященных жизни природы: «Облаком волнистым.», «Еще
майская ночь.», «Заря прощается с землею», «Это утро, радость эта».
В начале урока — беседа по анализу стихотворения «Облаком
волнистым.» (1843):
На какие части можно разделить это стихотворение? Каким
настроением проникнута каждая часть?
Каков образный ряд этого стихотворения? Как соотнесены в
нем мир внешний и внутреннее состояние человека?
Какие характерные черты поэзии Фета проявились в этом стихотворении?
(Фрагментарность в изображении внешнего мира и целостность мира духовного,
внутреннего.)
Эта деятельность подготовит школьников к самостоятельным
интерпретациям других стихотворений Фета. Работу можно организовать в трех
группах:
Группа
1. Стихотворение «Еще майская ночь» (1857).
Какие литературные ассоциации вызывает у читателя
название этого стихотворения?
Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли
настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту
восклицательные интонации 1-й строфы?
Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не
только любовь, но и тревогу?
Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором
невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие
чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние?
(«Тревога и любовь», «томить», «с песней», «и последней» и др.)
В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе?
Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней?
Группа
2. Стихотворение «Заря прощается с землею» (1858).
О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем
четверостишии?
Какие образы-символы есть в стихотворении?
Найдите изобразительно-выразительные средства,
использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть
связаны с человеческой жизнью?
Группа
3. Стихотворение «Это утро, радость эта» (1881).
Какие предметные реалии рисуют картину весны?
Какой характер придает стихотворению его «безглагольность»?
Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны,
замечает поэт?
Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его
лирический субъект переживает «ночь без сна»?
Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?
Какие изобразительно-выразительные средства
используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния
человека?
Итоговый
вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета?
Вывод.
Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его
стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь
соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная
эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании
уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.
|