В центре урока — чтение и изучение любовной лирики
Тютчева, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний человека.
Учащиеся могут подготовить сообщения об адресатах любовной лирики Тютчева,
прочитать стихи, посвященные им.
Рассказ о пожаре на пароходе, где находилась первая жена
Тютчева Элеонора и его дети, и чтение стихов, посвященных ее памяти: «Еще
томлюсь тоской желаний» (1848) и «В часы, когда бывает» (1858).
Чтение стихотворений, посвященных второй жене поэта
Эрнестине Федоровне Дёрнберг. Это «1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой тоской
влюбленной», «Не знаю я, коснется ль благодать».
Особое место занимают в творчестве Ф. Тютчева стихи,
посвященные Е. А. Денисьевой, потому что в них исключительно сильно изображено
чувство последней, прощальной любви. Это «О, как убийственно мы любим», «Не раз
ты слышала признанье», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде,
любит», «Есть и в моем страдальческом застое», «Последняя любовь».
Из этих стихов может быть составлена литературная
композиция. Грамотное выразительное чтение станет показателем их понимания.
Для текстуального анализа можно выбрать стихи,
посвященные женщине, которая поняла и оценила любовь Тютчева, но не связала с
ним свою жизнь, — Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии
Максимилиановне Крюднер. Это раннее «Я помню время золотое» (1836), посвященное
16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» — Крюднер баронессе (1870).
Сопоставляя эти тексты, можно обратить внимание
школьников на особенности их поэтики и подумать над следующими вопросами:
5. Какое из стихотворений исполнено большего философского
подтекста? Аргументируйте свою точку зрения.
В финальной части урока можно прослушать романс
неизвестного автора на стихи Тютчева «К. Б. («Я встретил вас — и все былое»)»,
а дома письменно сопоставить лексику, синтаксис и поэтические интонации
стихотворения Тютчева «К. Б.» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье»,
выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева.
|