Особенности романа «Война и мир» определяются жанром
произведения. Роман- эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:
исторический — обращение к реальным историческим
событиям;
философский — раздумья о законах жизни, о месте человека
в историческом процессе;
нравственный — глубокий и многоплановый показ внутреннего
мира человека, поиски смысла жизни.
Исходя из этого, можно выделить особенности романа:
Историзм. Сам Толстой писал: «Везде, где в моем романе говорят и
действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из
которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека». Работая «в
историческом роде», он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших
подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм
правдиво, не опираясь на легенды и анекдоты. Не правы были те, кто упрекал
писателя в обесславливании героического для России времени (генерал А. Норов, князь
П. Вяземский).
На уроке можно провести интересную исследовательскую
работу, доказывающую истинный подход к историческим событиям, сравнивая ход
войны 1812 года в романе и в исторических документах.
Можно сравнить исторические личности, выведенные в
романе. Особенно интересна эта работа с теми героями, которые в романе показаны
под другими фамилиями, но узнаваемы. Например, Денис Давыдов и Василий Денисов.
Герой романа, будучи гусаром, ведет такую же жизнь, как и Давыдов. Здесь
Толстой точно передает характер и стиль жизни Давыдова: вольнолюбивый гусар,
любящий поиграть в карты и вообще покутить, но верный товарищ, не умеющий
кривить душой, человек пылкий, испытывающий тягу к военной жизни. Кто это —
Денисов или Давыдов? Они оба легко попадают в любовные сети, любят пылко и
страстно, выражая свои чувства в стихах.
Вот стихотворение Дениса Давыдова:
Но, Аглая, как идет к тебе
Быть лукавой и обманчивой!
Ты изменишь — и прекраснее!
И уста твои румяные
Еще более румянятся
Новой клятвой, новой выдумкой! Голос, взор твой
привлекательней,
И, богами вдохновенная,
Ты улыбкою небесною
Разрушаешь всем намеренья Разлюбить неразлюбимую...
А вот
Василий Денисов и его стихотворение «Волшебница», которое он спел Наташе под свою же музыку:
Волшебница, скажи, какая сила.
Влечет меня к покинутым
струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлила по перстам!
Ситуации влюбленности очень похожи, но Толстой делает
своего героя более лиричным и душевным. Денисов — это обобщенный образ гусара,
а Давыдов — это жизненное воплощение обобщенного образа гусара.
Давыдов пишет:
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской.
Оба поменяли одежду гусара на крестьянскую. «Денисов
одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая Чудотворца». Так же
одевался и Давыдов.
Оба брали в отряд крестьян (например, Тихон Щербатый),
гуманно относились к пленным. (В романе сцена с французским барабанщиком;
Давыдов в обращении с пленными следовал словам Суворова, своего кумира: «С
пленными поступать человеколюбиво и стыдиться варварства».
Таких параллелей, указывающих верность Толстого
историческим деталям, можно найти великое множество.
Можно сравнить и самую загадочную страницу истории —
масонство — в романе и в реальной жизни. Обряд приема в масоны Пьера полностью
совпадает с обрядами в масонских ложах. А вот идеи, скорее всего, различаются.
Идеи масонства в романе можно выразить словами: возроди себя духовно. Эта цель
становится ясной после разговора Пьера Безухова со старым масоном Осипом
Алексеевичем Баздеевым, где Толстой приписывает масону мысль, что Бог «не
постигается умом, а постигается жизнью». Это не сочетается с 258-й статьей
французской ложи «Великий Восток», которая гласит: «Никто не может быть допущен
к посвящению и пользоваться правами, связанными с преимуществом масона, если он
не имеет достаточных и приличных средств к существованию». Масоны не помогли
Пьеру.
Сопоставление или противопоставление.
Противопоставляются:
Два состояния: мир и война.
Различные слои общества: народная Россия и великосветское
общество, причем противопоставление это и в мирное, и в военное время.
Передовое дворянство и светская аристократия.
Отдельные герои: Наташа — Элен, Пьер и Андрей — Анатоль и
Долохов.
Полководцы: Кутузов — Наполеон.
Кутузов и Александр I.
События: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых.
Поведение на войне: Тушина, Тимохина — Долохова, Жеркова.
Сопоставляются:
Образ жизни: Ростовых и Болконских.
Герои: Андрей и Пьер.
Правители: Александр I и Наполеон и др.
В плане сопоставления и противопоставления большую роль
играет первая сцена — вечер у А. П. Шерер. Эта та неприемлемая норма жизни, с
которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14
вариантов этой сцены).
«Диалектика души», умение глубоко показать внутренний
мир героя.
Портрет. Он показан в развитии, изменчив, и это говорит о
формировании личности. Можно проследить по тексту, как меняется портрет Андрея
Болконского или Наташи Ростовой.
Практическая
работа.
Проследите, как меняется лицо Наташи в различных эпизодах
романа и какой смысл при этом выявляется.
Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX—XXXII).
После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I—III).
Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV—XVII).
По тому, как меняется портрет, можно сказать о характере
и внутреннем состоянии героя.
Деталь. При работе с портретом очень важно уяснить
роль детали. Например, у княжны Марьи — необыкновенные лучистые глаза, у Лизы
Болконской — короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера —
неуклюжесть и растерянность.
Внутренний монолог.
Пейзаж. Сын Толстого писал: «Отец, как очень немногие,
любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил:
«Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый
год бывает неожиданная погода».
А. Своеобразие показа природы в романе: реалистичность,
точность, выразительность, поэтичность.
Б. Связь природы с героями, их переживаниями.
Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый,
открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); лунной ночью в Отрадном
чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II); две встречи с дубом на пути в
Отрадное помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III).
Можно найти такие фрагменты и у других героев, но у
Толстого связаны с природой только положительные герои:
Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч.
3, гл. II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4,
гл. X—XI).
Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл.
VIII); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. Х—XI).
Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI). В. Природа и
война. Во время Аустерлица — мешает, войска не могут ориентироваться, что
вызывает страшную неразбериху. Сцена дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч.
3, гл. XIV—XV). Накануне Бородинской битвы «было ясно, светло, росисто и
весело»; после битвы «стояла теперь мгла сырости и дыма», что подчеркивает
драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных сценах
никогда не бывает радостной природы. Г. Показ природы в движении.
Природа связана с жизнью людей, их деятельностью,
помогает понять психологию героев, показана в развитии, изображается
реалистически. Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война —
разрушение этого мира.
Особенности языка романа. В толстовском повествовании преобладают
сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной
деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерна сила и
выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной
изобразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения и пр.), индивидуальность
языка каждого героя. |