Вторник, 23.04.2024, 11:35


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 10 КЛАСС

«Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». Изучение «Севастопольскихрассказов»
29.04.2014, 16:00

«Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так писатель Лев Николаевич Толстой напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».

Урок можно организовать, распределив задания по группам.

Работа биографов. В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.

Работа художников. Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой? Работа по репродукциям с рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих Севастополь и 4-й бастион. Рассказы учащихся о Севастополе, увиденном глазами художников.

Работа историков.

Справка историков:

Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меншикова. Отступая, они покинули и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.

Работа          биографов. Таким образом, Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год. О них Л. Н. Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». И еще: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда». Из этих цитат можно определить тему урока: «Герой моей повести — правда» — и его цель: доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ.

Работа первой группы литературоведов по рассказу «Севастополь в декабре месяце».

Справка историков:

В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.

Следует остановиться на таких моментах рассказа:

описание фурштатского солдата;

посещение госпиталя и операционной;

описание 4-го бастиона;

авторский вывод: «.убежденность в невозможности. поколебать где бы то ни было силу русского народа».

Выводы.

Толстой показывает войну в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.

Справка художников:

На 4-м бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские кинооператоры засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. А на групповом портрете участников обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!

6. Работа второй группы литературоведов по рассказу «Севастополь в мае».

Справка историков:

В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля. Следует остановиться на таких моментах рассказа: рассуждения о пехотных офицерах; сцена, когда офицер укоряет солдата; описание раненых; сцена перемирия;

описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых;

авторский вывод: «И эти люди. не упадут вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?»

Выводы. Мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное — правдивое изображение войны в крови и страданиях.

Работа третьей группы литературоведов по рассказу «Севастополь в августе».

Справка историков:

Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь. Эпизоды рассказа, на которых следует остановиться:

описание солдат;

описание места битвы;

рассуждения о природе подвига;

описание батареи;

рассказ о Мельникове, братьях Козельцевых; поведение людей; страницы описания штурма;

авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».

Выводы.

Размышления о природе подвига. Убежденность в героизме русского народа. Мысль о жестокости любой войны.

Итоговые вопросы. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? (Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь.)

Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?

Работа четвертой группы литературоведов по сопоставлению «Севастопольских рассказов» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Валерик».

Справка биографов:

Позднее Толстой писал: «Оказывается, что я под присмотром тайной полиции», объясняя это своим взглядом на некоторые моменты Севастопольской битвы.

В 1857 году в журнале «Полярная звезда» Герцена были напечатаны «Две песни крымских солдат». Фамилии автора не было, значилось: «Списано со слов солдат». Но читатели узнали руку Толстого. Вот «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 года» — злая сатира на бесталанных военачальников:

Как четвертого числа Нас нелегкая несла Горы отбирать.

Собирались на советы Все большие эполеты, Даже Плац-бек-Кок.

Долго думали, гадали, Топографы все писали На большом листу.

Гладко вписано в бумаги, Да забыли про овраги, А по ним ходить.

Вторая песня еще злее, она посвящена Альминскому и Инкерманскому сражениям.

Выводы.

Главный герой Севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Л. Н. Толстым. В рассказах только один исторический деятель — вице- адмирал В. А. Корнилов.

Война в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а внушая ему мужество и стойкость, но и без восклицательных фраз.

Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности.

По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.

Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».

Категория: 10 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 10 классе
Просмотров: 3219 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0