«Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта
спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так
писатель Лев Николаевич Толстой напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».
Урок можно организовать, распределив задания по группам.
Работа биографов.
В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом
Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия,
он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в
Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский
офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых
обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» —
таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который
считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.
Работа художников.
Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?
Работа по репродукциям с рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих
Севастополь и 4-й бастион. Рассказы учащихся о Севастополе, увиденном глазами
художников.
Работа историков.
Справка историков:
Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию
бездарного Меншикова. Отступая, они покинули и Севастополь. На вопрос
начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом,
Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов,
Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при
поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду
120-тысячной армии неприятеля.
Работа биографов.
Таким образом, Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как
сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов:
«Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год;
«Севастополь в августе», 1855 год. О них Л. Н. Толстой пишет в очерке «Как
умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в
России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
И еще: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался
воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен,
— правда». Из этих цитат можно определить тему урока: «Герой моей повести —
правда» — и его цель: доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был
русский народ.
Работа первой группы литературоведов по рассказу
«Севастополь в декабре месяце».
Справка историков:
В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления
военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и
битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.
Следует остановиться на таких моментах рассказа:
описание фурштатского солдата;
посещение госпиталя и операционной;
описание 4-го бастиона;
авторский вывод: «.убежденность в невозможности.
поколебать где бы то ни было силу русского народа».
Выводы.
Толстой показывает войну в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой
войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.
Справка художников:
На 4-м бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые
русские солдаты. В 1911 году первые русские кинооператоры засняли оставшихся в
живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. А на групповом
портрете участников обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия
Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько
в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!
6. Работа второй группы литературоведов по рассказу
«Севастополь в мае».
Справка историков:
В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против
всей армии неприятеля. Следует остановиться на таких моментах рассказа:
рассуждения о пехотных офицерах; сцена, когда офицер укоряет солдата; описание
раненых; сцена перемирия;
описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди
убитых;
авторский вывод: «И эти люди. не упадут вдруг на колени и
со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?»
Выводы.
Мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное —
правдивое изображение войны в крови и страданиях.
Работа третьей группы литературоведов по рассказу
«Севастополь в августе».
Справка историков:
Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся
падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался
Севастополь. Эпизоды рассказа, на которых следует остановиться:
описание солдат;
описание места битвы;
рассуждения о природе подвига;
описание батареи;
рассказ о Мельникове, братьях Козельцевых; поведение
людей; страницы описания штурма;
авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с
северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце
вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра,
которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая
минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
Выводы.
Размышления о природе подвига. Убежденность в героизме русского народа. Мысль о
жестокости любой войны.
Итоговые вопросы. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи?
(Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый
Севастополь.)
Кто из русских писателей близок Толстому в таком
изображении войны?
Работа четвертой группы литературоведов по сопоставлению
«Севастопольских рассказов» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Валерик».
Справка биографов:
Позднее Толстой писал: «Оказывается, что я под присмотром
тайной полиции», объясняя это своим взглядом на некоторые моменты
Севастопольской битвы.
В 1857 году в журнале «Полярная звезда» Герцена были
напечатаны «Две песни крымских солдат». Фамилии автора не было, значилось:
«Списано со слов солдат». Но читатели узнали руку Толстого. Вот «Песня про
сражение на реке Черной 4 августа 1855 года» — злая сатира на бесталанных
военачальников:
Как четвертого числа Нас нелегкая несла Горы отбирать.
Собирались на советы Все большие эполеты, Даже
Плац-бек-Кок.
Долго думали, гадали, Топографы все писали На большом
листу.
Гладко вписано в бумаги, Да забыли про овраги, А по ним
ходить.
Вторая песня еще злее, она посвящена Альминскому и
Инкерманскому сражениям.
Выводы.
Главный герой Севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Л. Н.
Толстым. В рассказах только один исторический деятель — вице- адмирал В. А.
Корнилов.
Война в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и
смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а
внушая ему мужество и стойкость, но и без восклицательных фраз.
Своеобразие русского национального характера в том, что,
медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности.
По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают
коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.
Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение
в романе «Война и мир».
|