XIX век богат на поэтов и писателей. Одним из
выдающихся гениев, которого знает не только Россия, но и весь мир, является
Александр Сергеевич Пушкин. Во многих книгах описывается его биография, однако
хотелось бы приоткрыть занавес на другую сторону его жизни, полную тайн, примет
и поверий.
Мы
привыкли видеть в Пушкине реалиста, на протяжении всего своего творчества
никогда не изменявшего любви к жизни – этому высшего «дару богов». Но не все
знают, что жизнь поэта окутана таинственными приметами.
Александр
Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799года (ст. ст.), в четверг, в день
православного праздника Вознесения Господня. В Москве в этот день звонили
колокола - достаточно прозрачная символика.
Мистические
настроения были наследственными в роду Пушкиных. Они перешли к поэту от его
отца, Сергея Львовича, библиотека которого была наполнена произведениями
мистических писателей этого времени. Печальные воспоминания детства – смерть
матери – наложили глубокий след на его душу.
Бабушка
великого поэта однажды выручила из трудной ситуации немку- гадалку Кирхгов, впоследствии,
которая предсказала Пушкину, что он приобретет большую славу, что дважды
подвергнется ссылке и, наконец, что он проживет долго, если на 37 году жизни
его не постигнет преждевременная смерть от руки высокого белокурого человека: гадание
оказалось сущей правдой. Эта встреча оставила неизгладимое впечатление в
детской душе.
Суеверие не только влекло Пушкина, но и, как
демон, его преследовало. 18 февраля 1831 года (день свадьбы) во время обряда
Пушкин, нечаянно задев аналой, уронил крест. Говорят, при обмене колец одно из
них упало на пол. Это дурная примета: при обмене роняешь кольцо - теряешь
семейное счастье. Поэт изменился в лице и тут же шепнул одному из
присутствующих: « Все дурные предзнаменования».
«Кольцо
упало в час венчанья.
Забилось
сердце. Почему?
Ужель
на вечные страданья
Невеста
дадена ему?
Сказал
он тихо: «Неспроста!»
И
в душах их гостей
Настала
мука, суета
На
лицах всех друзей.
Печаль.
Примета велика-
И
не счастлив наш брак
Обязан
быть…»
Еще
один интересный момент в жизни Пушкина. В народе есть поверье, что если на пути
встретиться заяц – не миновать беды. 10 декабря1825года, будучи в изгнании, до
него дошли известия о кончине императора. Пушкин хочет использовать столичную
суматоху в связи с этим печальным событием для безнадзорной встречи с
петербургскими друзьями. Перед отъездом он решает попрощаться с тригорскими
соседками. На пути в Тригорское пробегает заяц. На возвратном пути из Тригорска
в Михайловское – еще заяц. Пушкин в досаде приезжает домой, ему докладывают,
что слуга, назначенный ехать с ним, заболел
вдруг белою горячкой. Распоряжение поручается другому человеку. Наконец,
повозка заложена, трогаются от подъезда. Глядь – в воротах встречается
священник. Всех этих встреч не под силу выдержать суеверному Пушкину, он
возвращается от ворот домой и остается у себя в селе. Развлечениями в деревне у
Пушкина были карты, поэт очень любил игру в карты и говорил, что это его
единственная привязанность. Он был, как все игроки, суеверен, и раз, когда
А.Керн попросила у него денег для одного бедного семейства, он, отдавая последние
50 рублей, сказал: « Счастье ваше, что я вчера проиграл».
Придавая
много значимости всему таинственному, верил Александр Сергеевич и в магическую
силу камней. У него было несколько перстней – талисманов. Про один из перстней
сказано в стихотворении « Талисман». Это кольцо было передано Пушкину княгиней
Воронцовой, на котором была древнееврейская надпись. Умирающий Пушкин завещал
его поэту Жуковскому. От Жуковского перстень перешел к его сыну, который
подарил его И.С. Тургеневу. После смерти Тургенева Полина Виардо передала
перстень пушкинскому музею. Но кольцо было украдено 23 марта 1917года. Был у Пушкина золотой перстень с изумрудом
квадратной формы, который придавал ему внутренние силы. Впоследствии перстень
хранился у родственников врача и писателя Даля. Еще одно пушкинское кольцо –
золотое с бирюзой – было перед смертью подарено поэту Данзасу, секунданту на
дуэли: « Возьми и носи это кольцо, мне подарил его наш общий друг – Нащокин.
Это талисман от насильственной смерти».
Из
всего выше сказанного можно сделать вывод, что поверья сыграли большую роль в
жизни Пушкина и оставили отпечаток в его произведениях.
Обращения
Пушкина к народным приметам и поверьям, в которых запечатлена национальная
картина мира, многочисленны и разнообразны. Его героев волнуют таинственные
сны, они прибегают к различному роду гаданий, верят предсказаниям.
Обратимся
к картинам зимы в произведениях поэта. Остановимся на конкретных примерах «
Бесы», «Евгений Онегин». Время действия в «Бесах»- студеная зимняя ночь, а
место - зимняя дорога. Сама композиция этого стихотворения передает непрерывное
движение по кругу. Такое построение имеет и свою особую причину: известно, что
по кругу движется нечистая сила, вовлекая в это вращение путников.
Пушкин
непреднамеренно обращался также к фольклорным источникам. Сближение пушкинского
образа с миром народных представлений об окружающей природе нередки в его
лирике; в романе в стихах ими насыщены картины, посвященные Татьяне. В доме,
где находилась Татьяна, наблюдавшая за зимним солнечным пейзажем, горел белый
огонь в печи. Действительно, существует примета: белый огонь в печи на
оттепель, красный или желтый к стуже. Следующая деталь интерьера - «веселым
треском трещит затопленная печь»- также перекликается с народной приметой: «
дрова горят с треском - к морозу».
Образы
птиц неслучайны на страницах романа. Татьяна въезжая в Москву, встречает «стаю
галок на крестах». Это тоже добрая примета: галки собираются стаями - будет
теплая и ясная погода.
Нами
была проделана исследовательская работа, исходя из этой работы, можно сделать следующие
выводы: Пушкин был суеверным человеком, народные приметы и поверья сыграли
важную роль в жизни и в творчестве поэта. Гений верил в существования
мистицизма, который впоследствии повлек за собой изменения в его жизни и
наложило отпечаток в его произведениях. |