Жизнь и Поэзия – одно.
В. А. Жуковский.
Личность А.С.
Пушкина как поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей,
которые были ему близки и дороги. Определяющими факторами для «выбора» Пушкиным
друзей были, прежде всего, глубина взаимного духовного воздействия, а также
близость душевных побуждений и сокровенных мыслей. Друзья поэта были не только
людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми
богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоянный
ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую
поддержку.
Пушкинское
окружение неразделимо с его биографией и творчеством, и понимание моим
поколением его литературного наследия во многом зависит от знания того редкого
отрезка эпохи, когда судьба этого гениального человека была так тесно связана с
многими историческими событиями.
Заветная
область лирической поэзии Пушкина - дружеская и любовная лирика. В
многочисленных стихотворениях, посвящённым друзьям и возлюбленным, раскрылось
его понимание этих высших жизненных ценностей. Многие стихотворения написаны
поэтом, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания самым близким по
духу людям: лицеистам - «первому другу» И.И. Пущину, «парнасскому брату»
А.А. Дельвигу, «брату родному по музе, по судьбам» В.
Кюхельбекеру, «неизменному другу»
П.Я. Чаадаеву, поэтам П. Вяземскому, Н.М. Языкову, Е.А. Баратынскому.
Дружба и любовь для Пушкина – спутники юности, они возникают в «вихре
жизни молодой» и сопровождают человека всю жизнь.
Потребность
Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же
неизменной, как и потребность любить и быть любимым. Но дружбу Пушкин понимал
не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него –
это целый круг людей, близких по судьбе, это «братство», «наш союз»,
сложившийся ещё в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, в котором изначально
планировалось обучать детей государя Александра I.
Царскосельский
лицей был открыт 19 октября 1811 г. В присутствии царской семьи с государем был
прочитан Манифест об учреждении Лицея, а также Устав, в котором было записано,
что в этом учебном заведении телесные наказания запрещены. Это было совершенно
необычно по тем временам.
Лицей
создавался как место для воспитания будущих сановников государственной службы.
Пушкин, сын небогатого дворянина, должен бы был себя чувствовать там не
совсем по себе. Но товарищество юных лет скрывало неравенство происхождения.
Чувство равенства создавалось в Лицее той общей свободой, которой учащиеся
пользовались со стороны преподавателей.
В Лицее Пушкин
познакомился с И.И. Пущиным, ставшим его ближайшим другом. По окончании Лицея
Пущин определился в гвардейскую Конную артиллерию, а в 1823 году перешёл на
гражданскую службу в Московский надворный суд, где занял скромное место судьи.
Вспоминая свою первую встречу с А.С. Пушкиным, И.И. Пущин в своём письме к Е.
И. Якушкину писал: «Вошёл какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликать
по фамилиям. – Я слышу: Ал. Пушкин! – выступает живой мальчик, курчавый,
быстроглазый, тоже несколько сконфуженный. По сходству фамилий или по чему
другому, несознательно сближающему, только я его заметил с первого взгляда.
Между тем, когда я достоверно узнал, что и Пушкин вступает в Лицей, то на
другой же день отправился к нему, как к ближайшему соседу. С этой поры
установилась и постепенно росла наша дружба, основанная на чувстве какой-то
безотчётной симпатии».
Подружился
Пушкин в Лицее и с А.А. Дельвигом, ставшим впоследствии издателем альманахов
«Северные цветы» (1825-1831), «Подснежник» (1829) и «Литературная газета»
(1830), и с В.К. Кюхельбекером, преподававшим в послелицейские годы российскую
словесность в Главном педагогическом институте. Пушкин познакомился и с А.М.
Горчаковым, который по окончании Лицея был определён в Коллегию иностранных
дел, а позднее стал министром иностранных дел и государственным канцлером.
Горчаков последним из живых лицеистов будет праздновать годовщину открытия
этого учебного заведения.
В Лицее у
Пушкина начал крепнуть поэтический талант: «Являться муза стала мне…» - напишет
он в «Евгении Онегине».
В
стихотворениях лицейского периода (1811 – 1817 г.г.) особая группа произведений
– послания друзьям, обращения к конкретным лицам: «Моё завещание друзьям», «К
Дельвигу», «Друзьям», «Воспоминание (К Пущину)», «В альбом Илличевскому»,
«Товарищам» и другие. Обращает на себя внимание то, какую значительную часть
этих произведений Пушкин посвящает теме дружбы. Слова «друзья» и «товарищи»
часто повторяются в названиях: «Моё завещание друзьям», «Друзьям»
(«Богами вам ещё даны…»), «Опять я ваш, о верные друзья», «Товарищам».
В
стихотворении «Друзьям» («Богами вам ещё даны…») всего 8 строчек, но за ними –
личность поэта, по сути, ещё мальчика, для которого высшей ценностью является
радость и благополучие друзей.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь
слёзы улыбнуся я.
Вот эта
удивительная способность сопереживать, радоваться радости друзей останется у
Пушкина на всю жизнь. А друзья будут платить ему той же данью – любви,
уважения, благоговения перед его восхитительным поэтическим даром.
В 1814 году
Пушкин написал стихотворение «К другу стихотворцу», обращенное к Кюхельбекеру.
В нем он предостерегал лицейского друга от тяжелой доли пиита:
Теперь,
любезный друг, я дал тебе совет,
Оставишь
ли свирель, умолкнешь или нет…
Подумай
обо всем и выбери любое:
Быть
славным хорошо, спокойным – лучше вдвое.
Стихотворение
было подписано: «Александр Н. к. ш. п.», т.е. Пушкин в обратном порядке. Это
стихотворение настолько было необычно, настолько зрело (хотя поэту было всего
15 лет), что его друг Дельвиг тайком решил отправить рукопись в журнал «Вестник
Европы». Стихотворение было напечатано в № 13 за 1814 год. Хотя имя
автора было зашифровано, Пушкин сначала очень разозлился, что его не спросили,
а потом, услышав восторженные отзывы, успокоился. Это было первое стихотворение
Пушкина, появившееся в печати. Так Дельвиг открыл для широкого читателя имя
нового поэта.
Судьба
разведет лицеистов в разные стороны. Прощанию с безмятежными годами, с ясными
лицейскими днями посвятит Пушкин стихотворение «Товарищам» (1817):
Промчались
годы заточенья;
Недолго,
мирные друзья,
Нам
видеть кров уединенья
И
царскосельские поля.
Разлука
ждет нас у порогу,
Зовет
нас дальний света шум,
И
каждый смотрит на дорогу
С
волненьем гордых, юных дум…
В общем и
главном облик Пушкина сложился уже в Лицее. Недаром он сохранит на всю жизнь
верность преданиям Лицея и своим лицейским товарищам. До конца жизни не может
он пройти мимо студента в лицейской форме, не остановив его и не поговорив в
дружеской беседе. В стихотворении «Разлука» (1817), посвященном окончанию
Лицея, Пушкин напишет:
В
последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской
жизни милый брат,
Делю
с тобой последние мгновенья.
<…>Прости!
Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При
мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я …
На 19 октября
– день лицейской годовщины, когда собираются за чашей уцелевшие друзья, -
Пушкин обычно пишет стихотворные приветствия. Сопоставив их, можно проследить
перемены в его собственной судьбе и смену
его настроения. В первом из них (1825 г.) возвышенные,
торжественные строк:
Друзья
мои, прекрасен наш союз!
Он,
как душа неразделим и вечен…
Манифестом
дружбы можно назвать седьмую строфу этого стихотворения:
<…>Куда бы нас ни бросила судьбина
И
счастие куда б ни повело,
Все
те же мы: нам целый мир – чужбина;
Отечество
нам – Царское Село.
Поэт
подчёркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе
дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связи между
друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей судьбы, ни от
переменчивого счастья. «Родина» лицейского братства – Царское Село, место, где
«под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба.
В
стихотворении «19 октября» (1825) Пушкиным создан романтический портрет
умершего в Италии Н. А. Корсакова, бывшего лицеиста. Безвременной кончине друга
в стихотворении посвящена одна из строф:
Он не
пришёл, кудрявый наш певец,
С огнём
в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит …
В
этом стихотворении
говорится и о других лицейских товарищах:
И.И. Пущине, А.М. Горчакове, А.А. Дельвиге, В.К. Кюхельбекере.
Так, обращаясь
к Пущину, который в январе 1825 г. посетил опального поэта в Михайловском и
который вспоминал позднее, что Пушкин, как дитя, был рад их свиданию, Пушкин
пишет:
…Поэта
дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил!
К А.М.
Горчакову Пушкин обращается так:
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе – фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Обратился
Пушкин в своём стихотворении и к своему другу А. А. Дельвигу:
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу
благословил.
В
стихотворении «19 октября 1827» поэт вновь обращается к друзьям:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
«В мрачных пропастях
земли» - так Пушкин обозначал место ссылки декабристов, где было много его
друзей, среди которых – Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер.
Через год
Пушкин напишет всего 4 строчки, посвященные лицейской годовщине:
Усердно помолившись Богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте,
братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.
(«19 октября 1828»)
В этом
четверостишии – момент грусти, некоего «распадения» союза друзей, «прощания» с
ними.
В стихотворении
позднего периода «Чем чаще празднует Лицей…» (1831) настроение поэта сменяется
на минорное:
Чем
чаще празднует Лицей
Свою
святую годовщину,
Тем
робче старый круг друзей
В
семью стесняются едину…
Многих
лицейских товарищей Пушкина уже не было в живых. Умер за границей Н.А.
Корсаков; от потрясения умер А.А. Дельвиг.
И
мнится, очередь за мной, зовет меня
Мой
Дельвиг милый, товарищ юности живой…
Говорят, что
гениальные люди гениальны и в своих предсказаниях. Действительно, Пушкин
погибнет следующим после Дельвига.
В пушкинских
стихотворениях о дружбе и друзьях неизменно возникает философский мотив судьбы.
В стихотворении «19 октября» (1825) размышления о дружбе и друзьях
сопровождаются галереей образов, в основе которых - представления поэта о
судьбе. Жизнь друзей определяется судьбой: «судьба глядит», «мы вянем», «дни
бегут». По мысли Пушкина, судьба всегда держит человека в своей власти,
препятствует осуществлению его заветных желаний. Именно в дружбе поэт находит
опору в противостоянии «рока самовластью». В стихотворении «Была пора: наш
праздник молодой…» (1836) поэт написал:
Недаром – нет! – промчалась четверть века!
Не
сетуйте: таков судьбы закон:
Вращается весь мир вкруг человека, -
Ужель один недвижим будет он?
Каждый из
лицеистов воспринимался Пушкиным как человек, связанный с ним незримыми нитями.
Размышления о друзьях не ограничивались только воспоминаниями о лицейской
молодости, о наставниках, о юношеских мечтах и проказах. Они подталкивали поэта
к анализу собственной судьбы. Он помнил всех лицеистов, радовался их успехам,
жил их тревогами. Разбросанные по свету друзья как бы соединились в лирическом
мире Пушкина. Силой поэтического воображения он охватывал и тех, кто
наслаждался жизнью, и тех, кто одинок и несчастлив «и в бурях, и в житейском
море» («19 октября 1827»). Всем он желал блага, радуясь за одних и огорчаясь
невзгодам других.
Дружеское
участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшее проявление
человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В
послании «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…»), отправленном в
1827 году в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы,
напоминая ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив
Михайловское. Теперь сам поэт молит «святое провиденье», чтобы слова его
дружеского привета дали Пущину то же «утешенье», а вместе с ним в заточенье дошёл
и луч «лицейских ясных дней».
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских
ясных дней!
В коротком
стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и
дружба, возникшая ещё в Лицее, и судьба, которая может быть зла или
благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними. Ход
времени только подчёркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных
цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения – такова
главная мысль поэта.
Дружбу
Пушкин понимал и как «сладостный союз», связывающий между собой поэтов. В
послании «К Языкову» (1824) указана основа этого союза – творчество,
вдохновение:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.
Дружба – одна
из величайших ценностей в жизни человека. Настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут
встать на верный путь. А.С. Пушкин, его судьба и его стихи показывают нам
истинную ценность дружбы и ее огромное значение для каждого человека. |