Пятница, 19.04.2024, 12:06


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ПУШКИН

Исторический сюжет в литературе и музыке на примере Бориса Годунова
03.09.2012, 11:08
Борис Федорович Годунов - русский царь с 1598 - выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем.

По легенде Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала 17в. По государеву родословцу 1555 Годуновы ведут свое происхождение от Дмитрия Зерна, который был, по всей видимости, костромским  вотчинниом.

Отец Б. Ф. Годунова умер в конце 60-х гг. Сын стал опричником. Был женат на дочери царского любимца Малюты Скуратова. С начала 1570-х гг. начинается возвышение Годуновых. Сам Борис Федорович, хотя и стал боярином в сентябре 1580, но в круг близких царю Ивану Грозному людей еще не входил. По крайней мере, на свадьбе царя с Марией Нагой (ноябрь 1580) он удостоился быть лишь «дружкой» царицы. Зато показательна возросшая роль семьи: на этой свадьбе присутствовал целый клан Годуновых. Они медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570 — начале 1580гг. они выиграли сразу несколько местнических дел, обретая довольно прочное положение среди московской знати.

Годунов был умен и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. На его сестре Ирине женат был сын царя, Федор. Возвышение Годунова — плод исторической случайности и одновременно проявление общей закономерности саморазвития русского общества. Так и остался бы Борис в истории одним из многих Годуновых, «если бы 9 ноября 1581 в Александровской слободе не произошла ссора царя с сыном Иваном. Грозный ударил его посохом и попал в висок, а через десять дней (19 ноября) царевич умер. Со смертью Ивана Ивановича наследником престола стал Федор.

До 1584 Годунов не был близок к царю. Однако некоторые поступки и замыслы Грозного коренным образом затрагивали интересы Годуновых, особенно Бориса: царь хотел жениться на Марии Гастингс, родственнице английской королевы Елизаветы и развести Федора с бездетной Ириной Годуновой. В последний год жизни царя Борис Годунов обрел большое влияние при дворе. Вместе с Б. Я. Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного.


Не вполне ясна роль Годунова в истории смерти царя. 18 марта 1584 Грозный, по свидетельству современников, был «удушен». Не исключено, что против царя был составлен заговор. При этом Годунов и Вельский находились рядом с царем в последние минуты его жизни, они же с крыльца объявили народу о смерти государя.

На престол вступил Федор Иванович. Новый царь был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике. За право быть выразителем интересов нового монарха разгорелась острая борьба, и из нее Борис вышел победителем. 14 лет занимал престол Федор, по крайней мере, 13 из них фактическим правителем был Годунов.

Деятельность правительства Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям в 1588 был избран первый русский патриарх, которым стал митрополит Иов.

Во внутренней политике правительства Годунова преобладали здравый смысл и расчетливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. С размахом осуществлялось и церковное строительство.

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 мая 1595 в Тявзине (близ Ивангорода) был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, — и Россия, согласно договору, вернула себе Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.

Путь к трону для Годунова был нелегким. В удельном городе Угличе подрастал наследник престола Дмитрий, сын шестой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591 г. царевич при невыясненных обстоятельствах погиб. Официальное расследование проводил боярин В. И. Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свел причины случившегося к «небрежению» Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич был тяжело болен «падучей» (эпилепсией). Давать такому ребенку нож в руки, в самом деле, было преступно. Не исключено, что к смерти Дмитрия был причастен сам Годунов: ведь достаточно было через мамку царевича разрешить больному ребенку играть с ножом.

6 января 1598 умер царь Федор, а 17 февраля Земский собор избрал на царство его шурина Бориса Годунова. Его поддержали, потому что деятельность временщика высоко оценивалась современниками.

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу, освобождая их от налогов. Новый царь даже хотел выписать из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались разные языки, но этому воспротивилась церковь.


Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились поистине страшные события. В 1601 шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех». В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые все же имелись у них дома. Около 127 тыс. человек, умерших от голода, было похоронено в Москве, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой, следовательно, не может кончиться добром.

По стране стали ходить слухи, что настоящий царевич жив. Годунов оценил нависшую над ним угрозу: по сравнению с «прирожденным» государем он — никто. Не случайно хулители называли его — «рабоцарь».

В начале 1604 было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья. Розыск показал, что самозванец — бежавший в 1602 в Польшу - Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян.

16 октября 1604 Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления. В январе 1605 правительственные войска тем не менее разбили самозванца, который вынужден был уйти в Путивль. Но сила самозванца была не в армии, а в вере народа, что он — законный наследник престола. К Дмитрию стали стекаться казаки со всех окраин России.

13 апреля 1605 г. Борис Годунов казался веселым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошел оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер. Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился. Похоронили его в Кремлевском Архангельском соборе. Царем стал сын Бориса —Федор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Вскоре в Москве произошел мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Федора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса, - Ксению. Ее ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Федор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ.


Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.

Искусство - самым тесным образом связано с историей. Величайшие писатели-реалисты в своих произведениях отображали тяжелую жизнь русского народа и искали пути ее преображения. Сокровища мысли и духа заключены в художественном творчестве Пушкина, Толстого, Тургенева...

Творчество Пушкина - энциклопедия русской жизни, общества, народа.

В исторической пьесе «Борис Годунов» с огромной силой творческого проникновения автор воссоздаёт картину русского прошлого.

Трагедия написана Пушкиным во время ссылки в Михайловском. Начата в декабре 1824г. И окончена 7 ноября 1825 г. По возвращении из ссылки осенью 1826 г. в Москву Пушкин несколько раз читал «Бориса Годунова» друзьям-литераторам, за что получил строгий выговор от шефа жандармов Бенкендорфа. Николай I, которому Пушкин вынужден был представить на просмотр трагедию, дал её на отзыв реакционному журналисту, тайному агенту III отделения Ф. Булгарину. Последний указал на ряд недопустимых, с его точки зрения, мест в трагедии («Монахи слишком представлены в развратном виде», «Царская власть представлена в ужасном виде») и отметил, что в народных сценах не высказывается любви и преданности царю. Николай I не разрешил печатать трагедию, а сделал Пушкину нелепое предложение: «С нужным очищением» переделать её «в историческую повесть или роман наподобие Вальтер-Скотта». Пушкин предпочёл совершенно отказаться от публикации трагедии.

В печати «Борис Годунов» смог появиться только через 5 лет после создания, в 1831 году, постановка «Бориса Годунова» на сцене состоялась лишь в 1870.

Поэт обратился к одному из самых интересных периодов русской истории - к царствованию Бориса Годунова.

Это - смутная пора. Она напомнила Пушкину переживаемые миром и Россией тревожные 20-е годы XIX века. Обращаясь к лицейским друзьям, поэт потом скажет о них так:

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то славы, то свободы,

То гордости багрила алтари.


 

Царь - самая значительная личность в пушкинской трагедии. Он обрисован поэтом широко и многосторонне. Борис, уверенный политик, любящий отец. Он понимает пользу просвещения и иногда даже проявляет заботу о нуждах народа. Однако его душа неспокойна. Бориса тяготит совершенное им преступление - убийство царевича Димитрия. Он стремится искупить эту вину мудрым правлением. Царь воюет против бояр, понимая, что боярские распри могут привести к междоусобице и братоубийству, которые ослабят Русь перед внешними врагами. Только единое государство может отстоять свою независимость. Словом, Борис мыслит глубоко и разумно, как и подобает государственному деятелю. Ни Шуйский, ни Воротынский, ни Димитрий Самозванец не могут сравниться с ним в государственных делах. И все-таки Борис чувствует себя на троне непрочно. Казалось бы, в его руках государственная власть, ему подчиняется войско, он владеет государственной казной, а тайным сыском ведает его родственник Семен Годунов. И, несмотря на это, Борис неспокоен. Почему?

Борис пришел к власти при поддержке народа. Воротынский прямо говорил об этом Шуйскому: «А он умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать». Вот в чем секрет успеха Бориса. Самодержавная власть, следовательно, зависит от народа и держится «мнением народным». Чтобы поколебать трон Бориса, Шуйский советует Воротынскому: «Давай народ искусно волновать, Пускай они оставят Годунова...» Самозванец тоже побеждает не благодаря силе польского войска или личному таланту полководца. Напротив, он терпит поражение в войне и все-таки занимает престол. Боярин Пушкин объясняет Басманову:

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?

Не войском; нет, не польскою помогой,

А мнением, да! Мнением народным!

Однако самодержавная власть не может управлять народом иначе, как угнетая его. Народная мораль отвергает преступление и злодеяние, а Борис расчищает себе дорогу к власти убийством царевича Димитрия. Все дальнейшее правление Бориса - насилие над народом. Самодержавие, таким образом, изначально связано с насилием и преступлением. Личная трагедия Бориса переплетается с трагедией его как царя, как государственного деятеля.

Прошло всего несколько лет, и Борис уже не чувствует опоры в подданных., ибо самодержавная власть враждебна народу по самой своей сущности. Царь не может управлять народом, не совершая преступлений и злодеяний. Эта власть, независимо от того, какой царь


вступает на престол - хороший или плохой,  неизбежно становится тиранией.  Борис признается сыну Феодору: «Я ныне должен был  Восстановить опалы, казни...» Годунов и сам понимает: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ». Он советует сыну Феодору: «Со временем и понемногу снова затягивай державные бразды».

Так, тирания и деспотизм  враждебны народу, который готов к стихийному возмущению против самодержавия. Народ выше Бориса и бояр в нравственном отношении. Совесть Бориса не чиста, и народ не может простить царю совершенное им злодеяние. Совесть народа, выражаясь в религиозных представлениях, кажется наивной, детской и вместе с тем мудрой. Народ у Пушкина - дитя еще неразумное. Тем не менее в конечном итоге Борис не может устоять против народа, его власть всецело зависит от народной поддержки. Следовательно, несмотря на неразвитость своего сознания, народ выступил в трагедии главным лицом истории. Из-за непросвещенности, наивности он был способен только на стихийные бунты, которые рано или поздно подавлялись самодержавной властью, накопившей большой исторический опыт усмирения народа.

Заключительная ремарка, появившаяся после 1826 года, «Народ безмолвствует», получает у Пушкина глубокий смысл: в ней содержится и грозное предупреждение тирании, и ее суровое осуждение.

На сюжет трагедии М.П. Мусоргским написана народная музыкальная драма «Борис Годунов» - одно из самых замечательных созданий русского оперного искусства.

Дирекция императорских театров препятствовала постановке этого революционного по духу, новаторского по форме произведения. Однако под давлением передовых артистических кругов «Борис Годунов» был поставлен в 1874 г. Мариинским театром. С восторгом приняли оперу демократические слушатели. Царский двор и «верхушка общества» старались всячески помешать успеху оперы.

Музыка оперы заселена небывалыми дотоле в музыкальном искусстве героями и образами. Беглые монахи, юродивые, семинаристы, подьячие, корчмарки, дети-сироты, нищие, бесправные люди пришли в музыку прямо из жизни.

Мусоргского волновала и увлекала больше всего судьба русского народа. В одном из писем к своему другу и единомышленнику Репину он также писал: « …народ хочется сделать, сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью - мерещится мне он, он один, цельный, большой, не подкрашенный и без сусальности». Русский народ - угнетённый, страдающий, униженный беззаконием и тяготами жизни в крепостной Руси, ещё не созревший, только порой помышляющий о сопротивлении, - вот содержание большей части созданных Мусоргским произведений.

Музыка   Мусоргского   -   музыка   русского   человека,   и   не   просто   русского,   а

православного.   Перевернём   ещё   раз   страницы   клавира   оперы   «Борис   Годунов», услышим   внутренним   слухом   рассказы,   монологи,   песни,   причитания,   стоны,   хоры

действующих лиц оперы.


Вслед за А.С. Пушкиным М.П. Мусоргский обращается к образу царя. Уже слушая вступление к опере можно понять, что это будет народная драма. Музыка вступления звучит как хор монахов. Мотив песни горький, глубоко страдальческий как мелодичная русская песня. Эта драма - страдание Руси, она проходит 4 раза, превращаясь из скорбной жалобы в грозный гул могучей силушки народной.

Первое обращение к народу думного дьяка Щелканова: «Православные!» несколько фраз, но каких:

Стонет земля в злом бесправье

Ко Господу сил припадите

Да ниспошлёт он скорбной Руси утешение...

И озарит небесным светом Бориса усталый дух!

Соблюсти заповедь Божью и надеяться на Бога, а не на себя да на людей. Именно к этому призывает Щелканов народ, стоящий на коленях. И сразу проходит перед нами в этой сцене хор калик перехожих: «Слава Тебе, Творцу всевышнему на земле, Слава силам Твоим небесным и всем угодникам слава на Руси!» великое славословие в устах Божьих людей переходит в грандиозный колокольный звон на площади Московского Кремля (II картина). Звучит хор «Слава» царю, помазаннику Божьему на земле. Как отмечается по интонационному строю «Слава» Богу и «Слава» человеку.

Отликовал народ, прославил нового царя, и в оркестре слышится лейтмотив царя Бориса. Первые его слова, его обращение тоже Богу.

Скорбит душа!

Какой-то страх невольный зловещим предчувствием

Сковал мне сердце.

О, праведник, о, мой отец державный!

Воззри с небес на слёзы верных слуг

И ниспошли ты мне священное на власть

Благословление, да будет благ и праведен, как ты,

Да в славе правлю свой народ.

Скорбит душа у царя Бориса, и помочь ему может только Господь, у которого он как простой человек просит благословления. Огромная душевная драма царя приближает его к народу.

В I действии оперы мы знакомимся ещё с одним персонажем из народа. Это монах -летописец Пимен, он пишет перед лампадой. Его не мучают угрызения совести, он спокоен, силён духом:

Ещё одно последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг. Завещанный от бога


Мне, грешному, недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною -

Давно ль оно неслось событий полно,

Волнуяся, как море - окиян?

Подумай, сын, ты о царях великих,

Кто выше их? Никто. А что же? Часто

Златый венец тяжёл им становился:

Они его меняли на клубок.

Этот персонаж оперы отличается стойкостью духа и веры. Своё последние сказание он должен закончить без лжемудрия.

Другим предстает перед Григорием  будущий  Самозванец, одержимый жаждой власти и величия.

Картина в Чудовом монастыре заканчивается тем, что Григорий выносит приговор царю: грозит Борису Божьим и Людским судом.

И не уйдёшь ты от суда людского,

Как не уйдёшь от божьего суда.

Григорий - враг Бориса. Его внутренний облик прямо противоположен умиротворённости Пимена. Жаждущему славы и приключений Григорию тесно в стенах монастыря. Он не внемлет совету старца «смирять себя молитвой и постом». В его партии преобладают взволнованные и порывистые интонации. Тема Лжедмитрия, рождённая как бы в воспаленном сознании молодого монаха, становится в дальнейшем одним из главных лейтмотивов оперы. В эпизодах с Борисом она звучит как тема возмездия, напоминающая о страшном злодеянии.

Но не Самозванцу дано объявить царю приговор. Это право Мусоргский передаёт Юродивому, блаженному, особо почитаемому Божьему человеку на Руси. Юродивый вершит судьбу Бориса: он не желает «Молиться за царя ирода» потому, что «Богородица не велит», - нет царю Борису Божьей защиты, на которую он уповает.

Далее в развитии оперы мы знакомимся с двумя монахами: Варлаамом и Мисаилом. Как не похожи они на Пимена! Мы знаем, что Варлаам и Мисаил - беглые монахи. В опере им  отведена трагическая  роль:   они  приведут  на  Русь  Лжедмитрия.  Мусоргский  с удивительным мастерством передаёт бездонную тоску бродяги Варлаама. Тоска такая, что хоть удавись, а если удавиться не хочется, то надо смеяться, выдумывать такое разгульно- пьяное, будто бы смешное.

Варлаам не очень-то жалует нового царя, вот с Иваном IV хорошо было, а сейчас Варлаам стал беглым. Не только пьяный разгул слышится в голосе Варлаама. Огромная сила, дремучая, неуёмная, чувствуется в этом человеке. Вырвется она на волю, и именно он поднимет народный бунт против иезуитов, забредших на Русь с Лжедмитрием. Вот вам и беглый пропойца - монах!

В далёкие времена, которые воскресил Пушкин, народ уповал на царскую милость. Сначала народ «любил Бориса», пишет Н.М. Карамзин, затем Бориса ненавидели, считая его «незаконным» царём, злодеем, убийцей наследника престола малолетнего Димитрия. Зато доверчиво восприняли сказку о чудесном спасении Димитрия, «праведника», «законного царя». Его ждали как избавителя. А на самом деле вместо него помогли зайти на престол Самозванцу, предателю Родины, тем самым навлекли на себя ещё худшей беды - не об этом ли льёт слёзы прозорливый Юродивый?

В первой картине IV действия на сцене господствует предельная накалённость страстей. Открывается картина сочной народно-бытовой сценой: на площади толчётся народ, обмениваясь злыми шутками о царе и сообщая друг другу сведения о Лжедмитрии. Борис Годунов со своими приближёнными - в соборе на богослужении.

Появляется Юродивый с мальчишками. Звучит песня, песня-причитание, простая, заунывная, наивная, в чём-то непонятная,  которую поёт  нищий,  дурачок, «блаженный».

Мелодия с отголосками старинных духовных песнопений выражает кротость и детскую наивность. В сопровождении оркестра интонация мольбы, жалобы. На этой же интонации начинает звучать мелодия хора, с которой народ на площади обращается к царю. Народ стоял и дожидался у собора пока из храма выйдет царь и одарит людей после богослужения своей царской милостью.

Не копеечку, которою получил Юродивый от старухи, ждали собравшиеся здесь люди, а настоящей подати царёвой.

В музыке сначала, как в первом хоре в «Прологе» («На кого ты нас покидаешь»), слышится причитание, просьба, но постепенно мольба становится всё настойчивее и переходит в возглас и вопль: «Хлеба! Хлеба дай голодным!»

Если посмотреть эту сцену из зрительного зала, становится страшно за царя Бориса Годунова: он в окружении злых, голодных людей, протягивающих к нему руки. Еще мгновение...

А что же в музыке? После яркого вопля люди, стоя на коленях, опускают головы и

кланяющаяся царю толпа расступается, динамика хора уходит: вот он великий страх перед царем - помазанником Божьим. Хор «Хлеба» кончается на звуке, с которого начался. В опере в трех драматургических точках образ народа выведен на первый план. В этих сценах композитор воплотил не только поведение, но и внутреннее психологическое состояние разнохарактерной людской массы.


 

В опере есть народ, униженно молящий Бориса принять трон и корону, заведомо равнодушный к делам « власть придержащих «(«Митюх, а Митюх, чаво орем? Вона! Почем я знаю!»). Есть народ, стонущий от голода: «Хлеба! Хлеба!» (сцена у собора Василия Блаженного). И есть безжалостная толпа в сцене крестьянского бунта под Кромами.

Особое место среди персонажей из народа занимает Юродивый. Он впервые появляется в сцене у собора Василия Блаженного. Юродство на Руси - явление привычное, повсеместно распространенное. Среди нищих-юродивых встречались больные и безумные люди, живущие подаяниями. В народе они считались «божьими людьми» и признавались за праведников, которым ведомо прошлое и настоящее. Именно таким убогим, но чистым душою человеком, показан Юродивый в опере. Открыто высказывая народное мнение о преступлении Бориса, он нравственно возвышается над царской властью.

Причитания блаженного построены на одной нисходящей интонации. Юродивый только плачет, стонет, но не кричит. Почему не кричит этот необыкновенный, прозорливый человек? Потому, что знает наверняка - просить бесполезно.

Юродивый по копеечке плачет, а народ?

Короткий, но потрясающий диалог царя и Юродивого начинается с обращения блаженного к царю: «Борис! - мгновенная пауза, чтобы только в глаза царю заглянуть, - а, Борис!».

Лейтмотив царя - Борис не подал голос, и музыка, всего лишь два такта, поставили героев рядом. И опять прозвучит лейтмотив Бориса уже после обвинения Юродивого, чтобы, наконец, был услышан голос - голос царя, не карающего, а так же, как голос народа, просящего, молящего: «Молись за меня, блаженный».

На что отвечает ему Юродивый: «Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода. Богородица не велит».

Разве это не драма для Божьего человека - Юродивого, который отказывается помолиться за помазанника Божьего, ведь не из-за упрямства или гордости, а из-за величайшего запрета: «Богородица не велит». Юродивый - человек-символ, человек-совесть. Он оплакивает Русь и предрекает темень темную и горе - их принесет с собой новый царь. Юродивый от имени народа вещает судьбу, прозревает будущее. Словам Юродивого «Горе, горе Руси» как бы вторит Щелканов: «Печаль на Руси, печаль безысходная!»

Проанализировав взгляды А. С. Пушкина, М. П. Мусорского, я пришел к выводу, что художественный вымысел и историческая достоверность уравновешивают друг друга, их подходы на вопрос о  взаимоотношении власти  и народа в России  схожи,  поэтому их произведения стали бессмертными и до сих пор вызывают интерес.

Категория: ПУШКИН | Добавил: admin | Теги: статьи о Пушкине, русский поэт, поэзия Пушкина, изучаем Пушкина, Пушкин, поэзия ХIХ века
Просмотров: 2039 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0