Свойства и категории текста изучаются сравнительно недавно. Одни и те
же явления нередко обозначаются разными терминами (например целостность
– интеграция – интегративность; модальность – авторизация – тональность
– текстовая экспрессивность и др.).
В.П.Вомперский предлагает выделять следующие типы сравнений: – нераспространенные сравнения: «Зерно, как кубик, вылетает»; – распространенные сравнения: «А мы, приклеены к земле, / Сидим, как птенчики в дупле»;
Рассуждение может строиться при помощи подтверждения (1 абзац),
опровержения тезиса, используемого в качестве доказательства логического
вывода (2 абзац), альтернативного выбора между опровержением и
обоснованием (3 абзац):
Разбивка сложного синтаксического целого на абзацы, повидимому,
связана с необходимостью сосредоточить внимание читателя на
характеристике разных предметов, объединенных в микротеме, выделяет
значимые для описания предметы, выстраивает своеобразную иерархию от лиц к
атрибутам и располагает к их сопоставлению.
Для выражения сравнения важной оказывается форма его представления.
Е.Т.Черкасова называет ряд средств разных уровней, которыми располагает
язык для выражения сравнительного значения:
Динамика действия в повествовательных текстах может передаваться при
помощи номинативных и неполных предложений, в реме которых использованы
отглагольные существительные.
Рассуждения о роли эпитетов (греч. epitheton – приложение), об
источниках их возникновения встречаются уже в античности (в трудах
Аристотеля, Квинтилиана, Деметрия и др.).
Отождествление природы с человеком (частями его тела, поступками,
мыслями, чувствами, состояниями) определяется как антропоморфизм
(антропоморфная метафора).
Механизмы связности текста, зависимости в структуре мира,
изображаемого в тексте, находят непосредственное выражение на
грамматическом уровне организации литературного произведения.
В рассказе В.И.Белова «Речные излуки» чередование описания и
повествования создает статично-динамичный образ парохода, медленно
плывущего по реке, характеризует состояние реки, парохода и плывущих на
нем людей:
Для описательных текстов характерна параллельная связь между
предложениями. Это связано с тем, что описываемые реалии соположены в
пространстве и времени.
Традиционно определение текста, приводимое в школьном учебнике
русского языка для 6 класса: «Текст – это два и более предложений,
связанных по смыслу и грамматически»; или: «Текст – это сочетание
предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, соответствующий форме
абстрактного мышления – умозаключению, выполняющий особое
коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер и оформляемый с помощью лексико-грамматических
средств причинно-следственной семантики.