В рассказе В.И.Белова «Речные излуки» чередование описания и
повествования создает статично-динамичный образ парохода, медленно
плывущего по реке, характеризует состояние реки, парохода и плывущих на
нем людей:
"Пароход, приближаясь к излуке, опять загудел. Навстречу буксирчику капитан махал из рубки флагом; берега здесь как будто сдвинулись. Излука огибала
высокий холм с белой головастой церквухой. Судно миновало холм, река
выпрямилась; навстречу медленно прошел длиннющий плот с шалашами
плотогонов. Костры на плоту, разложенные ночью на дерновых подкладках,
сейчас еле дымились, плотогоны отсыпались в шалашах, пользуясь тихим фарватером, и ноги их босые торчали из шалашей.
Иван Данилович долго сидел на палубе. Потом спустился в буфет и
выпил пива. Оно было резким и холодным. На нижней палубе, на рундучке,
уже играли в «козла», мальчишка-матрос чинил тельняшку. За бортом, чистая как слеза, плескалась вода.
Первые
две части (предложения 1 и 3) связаны параллельно при помощи общей темы
(пароход, судно). Синтаксический параллелизм связывает их с третьей
повествовательной частью, тема которой автономна." (Иван Данилович).
Переход от повествования к описанию осуществляется при помощи
цепной связи (излука огибала холм – судно миновало холм; прошел плот –
костры на плоту еле дымились; Иван Данилович выпил пива – оно было
резким и холодным). Контактные связи между 5 и 6, 8 и 9 предложениями
ослаблены. Это границы ССЦ, микротемы которых соотносятся с микротемой
первого предложения.
Импрессивная доминанта определяет описание субъективно-оценочного
отношения к окружающей действительности или описываемым явлениям.
Средствами выражения доминанты являются слова категории состояния со
значением оценки, качественно-оценочные прилагательные, абстрактные
существительные, называющие эмоции.
"Уже начались морозы. Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лиц и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море" (А.Чехов «Дама с собачкой»).
Описание эмоционального отношения может использоваться для
создания образа лирического героя в поэтическом тексте, раскрытия его
эмоционально-психического состояния: Цветы последние милей Роскошных первенцев полей. Они унылые мечтанья Живее пробуждают в нас. Так иногда разлуки час Живее сладкого мечтанья. (А.С.Пушкин)
Тексты с импрессивной доминантой создают яркий и индивидуальный образ повествователя. "Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица – именно лица. Меня занимали исключительно одни люди; я ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, один вид лон-лакея возбуждал во мне ощущение тоски и злобы; я чуть с ума не сошел в дрезденском «Грюне Гевелбе».
Природа действовала на меня чрезвычайно, но я не любил так называемых ее красот, необыкновенных гор, утесов, водопадов; я не любил,
чтобы она навязывалась мне, чтобы она мне мешала. Зато лица, живые
человеческие лица – речи людей, их движения, смех – вот без чего я обойтись не мог. В толпе мне было всегда особенно легко и отрадно; мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали, и в тоже время я любил смотреть, как эти другие кричат. Меня забавляло наблюдать людей… да я даже не наблюдал их – я рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопытством" (И.С.Тургенев «Ася»).
Приведем другой пример, когда использование оценочных слов направлено на создание образа рассказчика:
"И
хотя мы покидаем родные мест а, все-таки мы снова и снова возвращаемся к
ним, как бы ни грешили знакомством с другими краями. Потому что жить
без этой малой родины невозможно. Ведь человек счастлив, пока у него
есть родина… Что ж, покамест у нас есть Бобришный, есть родина… Нам
нечего стыдиться писать это слово с маленькой буквы: ведь здесь, на
Бобришном, и начинается для нас большая Родина. Да, человек счастлив,
пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни неласкова была она со
своим сыном, нам никогда от нее не отречься" (В.И.Белов «Бобришный
угор»). |