Пятница, 22.11.2024, 17:44


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТЕОРИЯ ТЕКСТА [30]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [54]

Главная » Статьи » РАБОТА С ТЕКСТОМ » ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Чередование описания с повествованием

В рассказе В.И.Белова «Речные излуки» чередование описания и повествования создает статично-динамичный образ парохода, медленно плывущего по реке, характеризует состояние реки, парохода и плывущих на нем людей:

"Пароход, приближаясь к излуке, опять загудел. Навстречу буксирчику капитан махал из рубки флагом; берега здесь как будто сдвинулись. Излука огибала высокий холм с белой головастой церквухой. Судно миновало холм, река выпрямилась; навстречу медленно прошел длиннющий плот с шалашами плотогонов. Костры на плоту, разложенные ночью на дерновых подкладках, сейчас еле дымились, плотогоны отсыпались в шалашах, пользуясь тихим фарватером, и ноги их босые торчали из шалашей.

Иван Данилович долго сидел на палубе. Потом спустился в буфет и выпил пива. Оно было резким и холодным. На нижней палубе, на рундучке, уже играли в «козла», мальчишка-матрос чинил тельняшку. За бортом, чистая как слеза, плескалась вода.

Первые две части (предложения 1 и 3) связаны параллельно при помощи общей темы (пароход, судно). Синтаксический параллелизм связывает их с третьей повествовательной частью, тема которой автономна." (Иван Данилович).

Переход от повествования к описанию осуществляется при помощи цепной связи (излука огибала холм – судно миновало холм; прошел плот – костры на плоту еле дымились; Иван Данилович выпил пива – оно было резким и холодным). Контактные связи между 5 и 6, 8 и 9 предложениями ослаблены. Это границы ССЦ, микротемы которых соотносятся с микротемой первого предложения.

Импрессивная доминанта определяет описание субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности или описываемым явлениям. Средствами выражения доминанты являются слова категории состояния со значением оценки, качественно-оценочные прилагательные, абстрактные существительные, называющие эмоции.

"Уже начались морозы. Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лиц и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море" (А.Чехов «Дама с собачкой»).

Описание эмоционального отношения может использоваться для создания образа лирического героя в поэтическом тексте, раскрытия его эмоционально-психического состояния:

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого мечтанья.
(А.С.Пушкин)

Тексты с импрессивной доминантой создают яркий и индивидуальный образ повествователя.

"Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица – именно лица. Меня занимали исключительно одни люди; я ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, один вид лон-лакея возбуждал во мне ощущение тоски и злобы; я чуть с ума не сошел в дрезденском «Грюне Гевелбе».

Природа действовала на меня чрезвычайно, но я не любил так называемых ее красот, необыкновенных гор, утесов, водопадов; я не любил, чтобы она навязывалась мне, чтобы она мне мешала. Зато лица, живые человеческие лица – речи людей, их движения, смех – вот без чего я обойтись не мог. В толпе мне было всегда особенно легко и отрадно; мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали, и в тоже время я любил смотреть, как эти другие кричат. Меня забавляло наблюдать людей… да я даже не наблюдал их – я рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопытством" (И.С.Тургенев «Ася»).

Приведем другой пример, когда использование оценочных слов направлено на создание образа рассказчика:

"И хотя мы покидаем родные мест а, все-таки мы снова и снова возвращаемся к ним, как бы ни грешили знакомством с другими краями. Потому что жить без этой малой родины невозможно. Ведь человек счастлив, пока у него есть родина… Что ж, покамест у нас есть Бобришный, есть родина… Нам нечего стыдиться писать это слово с маленькой буквы: ведь здесь, на Бобришном, и начинается для нас большая Родина. Да, человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни неласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься" (В.И.Белов «Бобришный угор»).

Категория: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 1348 | Теги: анализируем текст, студентам-филологам, лингвистический анализ текста, работа с текстом, языкознание русский язык, токстовый анализ | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0