Пятница, 22.11.2024, 17:52


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТЕОРИЯ ТЕКСТА [30]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [54]

Главная » Статьи » РАБОТА С ТЕКСТОМ » ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Классификация сложных синтаксических целых

Разбивка сложного синтаксического целого на абзацы, повидимому, связана с необходимостью сосредоточить внимание читателя на характеристике разных предметов, объединенных в микротеме, выделяет значимые для описания предметы, выстраивает своеобразную иерархию от лиц (сначала главного героя, а затем связанного с ним персонажа – слуги) к атрибутам и располагает к их сопоставлению.

Сложные синтаксические целые в тексте могут сочетаться с отдельными предложениями (простыми или сложными). Одиночное предложение в этом случае предваряет или заканчивает описание, может вводить авторские отступления, замечания по поводу сказанного ранее. Покажем это на примере (фрагмент рассказа А.П.Чехова «Огни»).

Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступя шагов сто, светились рядом два красных глаза – вероятно, окна какого-нибудь барака – и длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. // Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь и проволоки...

Первое и последнее предложения не входят в состав сверхфразовых единств, они обрамляют текстовый фрагмент, состоящий из двух сложных синтаксических целых (ССЦ I с цепной связью предложений // ССЦ II – с параллельной). Первое предложение вводит описание того, что открывается взгляду персонажей. Последнее передает общее впечатление от увиденного (тайны, недоступной человеку).

На основании разных принципов может быть проведена классификация сложных синтаксических целых.

1) По содержанию, характеру ситуации (смысловому типу текста) выделяют статические, динамические и смешанные сверхфразовые единства. При этом учитываются и особенности строения предложений, и их лексическое наполнение, и характер морфологических средств. Статические ССЦ обычно содержат описание, динамические представляют текст-повествование.

2) По типу связи определяют ССЦ с цепной, параллельной и смешанной связью. Такое деление подробно описано, например, Г.Я.Солгаником.

Категория: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 1432 | Теги: анализируем текст, студентам-филологам, лингвистический анализ текста, работа с текстом, языкознание русский язык, токстовый анализ | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0