Отождествление природы с человеком (частями его тела, поступками,
мыслями, чувствами, состояниями) определяется как антропоморфизм
(антропоморфная метафора). Наделение предметов и явлений признаками
животного обозначается как зооморфизм (зооморфная метафора). Приведем
несколько примеров зооморфной метафоры в поэтических текстах С.Есенина. Я люблю, когда синие чащи, Как с тяжелой походкой волы, Животами, листвой хрипящими, По коленкам марают стволы. Вот оно, мое стадо рыжее! Кто ж воспеть его лучше мог? Вижу, вижу, как сумерки лижут Следы человеческих ног. («Хулиган») Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь. («Мы теперь уходим понемногу»)
Признаки предметов внешнего мира могут переноситься на человека,
его духовную жизнь. Этот прием называется овеществлением. «Так
беспомощно грудь холодела» – А.Ахматова отождествляет внутреннее
состояние человека (грудь здесь синоним слова душа, сердце) с признаком,
свойственным миру природы.
В стихотворении А.Белого процесс «таяния снега» («Тают в душе
многолетние боли») сопоставляется с состоянием души человека, тем самым
создается необычный овеществленный индивидуально-авторский
художественный образ.
Метафора-овеществление
нередко встречается в стихотворениях С.Есенина: «В голове болотный
бродит омут, / И на сердце изморозь и мгла…»; «Не больна мне ничья
измена, / И не радует легкость побед, – / Тех волос золотое сено /
Превращается в серый цвет»; «По-осеннему кычет сова / Над раздольем
дорожной рани. / Облетает моя голова, / Куст волос золотистый вянет».
Такая метафора (в сочетании с поддерживающими ее эпитетами и
сравнениями) может охватывать значительную часть произведения, а иногда и
весь текст. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук. Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук.
Нередко олицетворение и овеществление соединяются в одном
контексте. В поэтическом тексте Н.Гумилева человек отождествляется с
музыкальным инструментом: «Он – скрипка, покорно плачущая». В свою
очередь музыкальный инструмент представляется как образ олицетворенный.
В зависимости от средств выражения метафоры выделяют метафору
именную и глагольную. По-видимому, любая самостоятельная часть речи
может взять на себя роль ключевого элемента метафоры. Рассмотрим это на
примере стихотворения Н.Гумилева «Сахара».
1. Метафора – имя существительное. Это скрытое сравнение, в
котором характеризующая роль одного из членов сопоставления принадлежит
имени существительному: «Дико ринутся хищные стаи песков» (прил. + сущ.
Им. п. + сущ. Р. п.). За счет связи слов «стаи» и «хищные» пески
«оживают», уподобленные диким зверям (одушевление, зооморфная метафора).
Глагольное сочетание поддерживает образ, создаваемый именной
(генитивной) метафорой.
2. Метафора – имя прилагательное. Это скрытое сравнение, в котором
перенос свойств с одного предмета на другой осуществляется с помощью
точно подобранного имени прилагательного: «Пустынные ветра горды». С
помощью краткого прилагательного (горды) осуществляется уподобление
ветра (явление природы) человеку (антропоморфная метафора –
олицетворение). |