Суббота, 10.12.2016, 02:14

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТЕОРИЯ ТЕКСТА [30]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [54]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » РАБОТА С ТЕКСТОМ » ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Разновидности метафоры как изобразительного средства

Отождествление природы с человеком (частями его тела, поступками, мыслями, чувствами, состояниями) определяется как антропоморфизм (антропоморфная метафора). Наделение предметов и явлений признаками животного обозначается как зооморфизм (зооморфная метафора). Приведем несколько примеров зооморфной метафоры в поэтических текстах С.Есенина.

Я люблю, когда синие чащи,
Как с тяжелой походкой волы,
Животами, листвой хрипящими,
По коленкам марают стволы.
Вот оно, мое стадо рыжее!
Кто ж воспеть его лучше мог?
Вижу, вижу, как сумерки лижут
Следы человеческих ног.
(«Хулиган»)

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
(«Мы теперь уходим понемногу»)

Признаки предметов внешнего мира могут переноситься на человека, его духовную жизнь. Этот прием называется овеществлением. «Так беспомощно грудь холодела» – А.Ахматова отождествляет внутреннее состояние человека (грудь здесь синоним слова душа, сердце) с признаком, свойственным миру природы.

В стихотворении А.Белого процесс «таяния снега» («Тают в душе многолетние боли») сопоставляется с состоянием души человека, тем самым создается необычный овеществленный индивидуально-авторский художественный образ.

Метафора-овеществление нередко встречается в стихотворениях С.Есенина: «В голове болотный бродит омут, / И на сердце изморозь и мгла…»; «Не больна мне ничья измена, / И не радует легкость побед, – / Тех волос золотое сено / Превращается в серый цвет»; «По-осеннему кычет сова / Над раздольем дорожной рани. / Облетает моя голова, / Куст волос золотистый вянет».

Такая метафора (в сочетании с поддерживающими ее эпитетами и сравнениями) может охватывать значительную часть произведения, а иногда и весь текст.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

Нередко олицетворение и овеществление соединяются в одном контексте. В поэтическом тексте Н.Гумилева человек отождествляется с музыкальным инструментом: «Он – скрипка, покорно плачущая». В свою очередь музыкальный инструмент представляется как образ олицетворенный.

В зависимости от средств выражения метафоры выделяют метафору именную и глагольную. По-видимому, любая самостоятельная часть речи может взять на себя роль ключевого элемента метафоры. Рассмотрим это на примере стихотворения Н.Гумилева «Сахара».

1. Метафора – имя существительное. Это скрытое сравнение, в котором характеризующая роль одного из членов сопоставления принадлежит имени существительному: «Дико ринутся хищные стаи песков» (прил. + сущ. Им. п. + сущ. Р. п.). За счет связи слов «стаи» и «хищные» пески «оживают», уподобленные диким зверям (одушевление, зооморфная метафора). Глагольное сочетание поддерживает образ, создаваемый именной (генитивной) метафорой.

2. Метафора – имя прилагательное. Это скрытое сравнение, в котором перенос свойств с одного предмета на другой осуществляется с помощью точно подобранного имени прилагательного: «Пустынные ветра горды». С помощью краткого прилагательного (горды) осуществляется уподобление ветра (явление природы) человеку (антропоморфная метафора – олицетворение).

Категория: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 343 | Теги: анализируем текст, студентам-филологам, лингвистический анализ текста, работа с текстом, языкознание русский язык, токстовый анализ | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0