Пятница, 22.11.2024, 17:41


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТЕОРИЯ ТЕКСТА [30]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [54]

Главная » Статьи » РАБОТА С ТЕКСТОМ » ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Особенности повествовательных текстов

Смысловая общность повествования проявляется на уровне актуального членения предложений в тексте.

Тематическая организация повествовательного текста определяется характером субъектов действия, сменой действующих лиц или предметов, представленных в темах предложений.

"В гостиную входила Анна. Как всегда, держась чрезвычайно прямо, своим быстрым и легким шагом, отличавшим ее от походки других светских женщин, и не изменяя направления взгляда, она сделала те несколько шагов, которые отделяли ее от хозяйки, пожала ей руку, улыбнулась и с этою улыбкою оглянулась на Вронского. Вронский низко поклонился и подвинул ей стул.

Она отвечала только наклонением головы, покраснела и нахмурилась. Но тотчас же, быстро кивая знакомым и пожимая протягиваемые руки, она обратилась к хозяйке" (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»).

Схема 1.

Анна (Т1) оглянулась на Вронского (Р1).
Вронский (Т2 = Р1) поклонился и подвинул ей стул (Р2).

Цепная связь используется в повествовании о последовательных действиях разных персонажей, одно действие вызывает другое.

Схема 2.

Она (Т1) отвечала только наклонением головы (Р1).
Она (Т1) обратилась к хозяйке (Р2).

Параллельная связь представлена в повествовании о поступках одного персонажа, действия которого не взаимосвязаны, предложения объединены сквозной темой (она).

В повествовании о действиях одного субъекта может использоваться цепная связь, при которой темами последующих предложений выступают объекты, адресаты действия, цели, предметы, вовлеченные в действие, обстоятельства действия и т.п.

"С этим словом она бросила ему кольцо и заперла окошко. Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать – и в три минуты очутился у заветного дерева. Тут он остановился, задыхаясь, оглянулся во все стороны и положил колечко в дупло. Окончив дело благополучно, хотел он тот же час донести о том Марье Кирилловне, как вдруг рыжий и косой оборванный мальчишка мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил руку в дупло" (А.С.Пушкин «Дубровский»).

Субъектом действия в 2–4 предложениях является мальчик (он). Предложения фрагмента связаны цепной связью. Связь 1 и 2 предложений обусловлена повтором в теме второго предложения слов, называющих адресата (он, мальчик) и объект (кольцо), характеризующих действие в реме первого предложения. Связь 2 и 3 предложений вызвана повтором в теме (тут) компонента предыдущей ремы (у заветного дерева). Рема третьего предложения переходит в тему четвертого (окончив дело благополучно).

Схема 3.

Мальчик кольцо (Т1) поднял, пустился бежать и очутился у заветного дерева (Р1).
Тут (Т2 = Р1) он положил колечко в дупло (Р2).
Окончив дело благополучно (Т3 = Р2), хотел он донести о том Марье Кирилловне (Р3).

Для повествовательных текстов типична рематическая динамическая (акциональная) доминанта. Она выражается глаголами совершенного вида, обозначающими физические действия, движение, речь, межличностные отношения и другие активные действия (взглянула, оглянулась, поклонился, нахмурилась), устойчивыми или цельными глагольными словосочетаниями (сделала несколько шагов, пожала руку), сочетаниями глагола с зависимыми словами (подвинул стул, обратилась к хозяйке) и др.

Глаголы несовершенного вида встречаются в повествовании, выполняющем задачу характеристики состояния персонажа. В рассказе А.П.Чехова «Спать хочется» изображается состояние девочки Варьки.

"Варька берет ребенка, кладет его в колыбель и опять начинает качать. Зеленое пятно и тени мало-помалу исчезают, и уж некому лезть в ее голову и туманить мозг. А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется! Варька кладет голову на край колыбели и качается всем туловищем, чтобы пересилить сон, но глаза все-таки слипаются, и голова тяжела.

– Варька, затопи печку! – раздается за дверью голос хозяина.

Значит, уже пора вставать и приниматься за работу. Варька оставляет колыбель и бежит в сарай за дровами. Она рада. Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении. Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется ее одеревеневшее лицо и как проясняются мысли" (А.П.Чехов «Спать хочется»).

Описание состояния (предложения 2, 3, 6, 8, 9) чередуется с повествованием о действиях персонажа (предложения 1, 4, 5, 7,10). Повествование подчинено задачам описания, действия Варьки изображены как элементы ее общего состояния. Состояние Варьки не прерывается ее действиями. Глаголы употреблены в форме настоящего времени, что сближает повествование с описанием.

Категория: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 1671 | Теги: анализируем текст, студентам-филологам, лингвистический анализ текста, работа с текстом, языкознание русский язык, токстовый анализ | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0