Смысловая общность повествования проявляется на уровне актуального членения предложений в тексте.
Тематическая организация повествовательного текста определяется
характером субъектов действия, сменой действующих лиц или предметов,
представленных в темах предложений.
"В гостиную входила Анна. Как всегда, держась чрезвычайно прямо,
своим быстрым и легким шагом, отличавшим ее от походки других светских
женщин, и не изменяя направления взгляда, она сделала те несколько
шагов, которые отделяли ее от хозяйки, пожала ей руку, улыбнулась и с
этою улыбкою оглянулась на Вронского. Вронский низко поклонился и
подвинул ей стул.
Она
отвечала только наклонением головы, покраснела и нахмурилась. Но
тотчас же, быстро кивая знакомым и пожимая протягиваемые руки, она
обратилась к хозяйке" (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»).
Схема 1.
Анна (Т1) оглянулась на Вронского (Р1). Вронский (Т2 = Р1) поклонился и подвинул ей стул (Р2).
Цепная связь используется в повествовании о последовательных действиях разных персонажей, одно действие вызывает другое.
Схема 2.
Она (Т1) отвечала только наклонением головы (Р1). Она (Т1) обратилась к хозяйке (Р2). Параллельная связь представлена в повествовании о поступках одного
персонажа, действия которого не взаимосвязаны, предложения объединены
сквозной темой (она).
В повествовании о действиях одного субъекта может использоваться
цепная связь, при которой темами последующих предложений выступают
объекты, адресаты действия, цели, предметы, вовлеченные в действие,
обстоятельства действия и т.п.
"С
этим словом она бросила ему кольцо и заперла окошко. Мальчик поднял
кольцо, во весь дух пустился бежать – и в три минуты очутился у
заветного дерева. Тут он остановился, задыхаясь, оглянулся во все
стороны и положил колечко в дупло. Окончив дело благополучно, хотел он
тот же час донести о том Марье Кирилловне, как вдруг рыжий и косой
оборванный мальчишка мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил
руку в дупло" (А.С.Пушкин «Дубровский»).
Субъектом действия в 2–4 предложениях является мальчик (он).
Предложения фрагмента связаны цепной связью. Связь 1 и 2 предложений
обусловлена повтором в теме второго предложения слов, называющих
адресата (он, мальчик) и объект (кольцо), характеризующих действие в
реме первого предложения. Связь 2 и 3 предложений вызвана повтором в
теме (тут) компонента предыдущей ремы (у заветного дерева). Рема
третьего предложения переходит в тему четвертого (окончив дело
благополучно).
Схема 3.
Мальчик кольцо (Т1) поднял, пустился бежать и очутился у заветного дерева (Р1). Тут (Т2 = Р1) он положил колечко в дупло (Р2). Окончив дело благополучно (Т3 = Р2), хотел он донести о том Марье Кирилловне (Р3).
Для повествовательных текстов типична рематическая динамическая
(акциональная) доминанта. Она выражается глаголами совершенного вида,
обозначающими физические действия, движение, речь, межличностные
отношения и другие активные действия (взглянула, оглянулась, поклонился,
нахмурилась), устойчивыми или цельными глагольными словосочетаниями
(сделала несколько шагов, пожала руку), сочетаниями глагола с зависимыми
словами (подвинул стул, обратилась к хозяйке) и др.
Глаголы несовершенного вида встречаются в повествовании,
выполняющем задачу характеристики состояния персонажа. В рассказе
А.П.Чехова «Спать хочется» изображается состояние девочки Варьки. "Варька берет ребенка, кладет его в колыбель и опять начинает качать.
Зеленое пятно и тени мало-помалу исчезают, и уж некому лезть в ее
голову и туманить мозг. А спать хочется по-прежнему, ужасно хочется!
Варька кладет голову на край колыбели и качается всем туловищем, чтобы пересилить сон, но глаза все-таки слипаются, и голова тяжела.
– Варька, затопи печку! – раздается за дверью голос хозяина.
Значит, уже пора вставать и приниматься за работу. Варька оставляет колыбель и бежит в сарай за дровами. Она рада. Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении. Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется ее одеревеневшее лицо и как проясняются мысли" (А.П.Чехов «Спать хочется»).
Описание
состояния (предложения 2, 3, 6, 8, 9) чередуется с повествованием о
действиях персонажа (предложения 1, 4, 5, 7,10). Повествование подчинено
задачам описания, действия Варьки изображены как элементы ее общего
состояния. Состояние Варьки не прерывается ее действиями. Глаголы
употреблены в форме настоящего времени, что сближает повествование с
описанием. |