Художественный текст является особой формой письменной коммуникации.
Объективными факторами текстообразования принято считать цель (функцию)
текста, объект текста, субъекта и адресата текста в их отношениях.
1) Цель (коммуникативные установки) текста. Свойства текста как
единого связного целого определяются особыми целями, которые преследует
его создатель.
Установками, определяющими содержание и построение художественного
текста, могут быть определение нового смысла предметов и явлений
окружающего мира при помощи нового образа и его воплощения, создание
особого виртуального мира, в котором человек может мысленно скрыться от
волнующих его проблем, создание текста, производящего интеллектуальное,
эстетическое и эмоциональное воздействие на других людей.
2)
Объект текста. Объект – это содержательный компонент текстовой
коммуникации. Объектом текста могут являться условный воображаемый мир
во всем многообразии его связей и отношений, образ предмета или
человека, чувства и переживания автора. Объект определяет целостность,
завершенность текста, выбор средств изобразительности и выразительности.
3) Образ автора. В.В.Виноградов писал: «Образ автора – это
внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая
система произведения». Автор может проявлять себя в тексте по-разному.
Коммуникативное единство тексту или его фрагментам придает форма
организации речи (монолог, диалог, формы диалогизации монологической
речи – воображаемый диалог, вопросно-ответные конструкции). На выбор той
или иной формы повествования влияют и объект текста, и образ адресата, и
точка зрения субъекта речи, определяющая степень участия автора в
описываемых событиях.
Охарактеризуем основные типы организации монологической речи.
Соотношение образа автора, образа лирического героя,
повествователя и персонажа в их языковом выражении требует всестороннего
специального рассмотрения и в этой книге не описывается. |