В.П.Вомперский предлагает выделять следующие типы сравнений: – нераспространенные сравнения: «Зерно, как кубик, вылетает»; – распространенные сравнения: «А мы, приклеены к земле, / Сидим, как птенчики в дупле»;
–
сравнения, образ которых осложнен причастными, деепричастными
конструкциями или придаточными предложениями: «Как корабли, уходящие в
дальнее плавание, / Младенцы имеют полную оснастку органов»; – сравнения, образованные с помощью приема повтора: «Тройка бешеная стала, / Коренник упал. Как дым, / Словно дым, клубилась степь, / Ночь сидела на холме»; – сравнение-параллелизм (характерное для народной поэзии): «Над
ним не поп ревел обедню, / Махая по ветру крестом, / Ему кукушка не
певала / Коварной песенки своей: / Он был закован в звон капусты...»; Б.В.Томашевский характеризует предмет и образ сравнения по степени их развития в художественном тексте: – предмет и образ сравнения краткие, лаконичные: «На последний страшный номер / Вышла женщина-змея»;
– предмет представляется в виде развитого положения, а образ дается
кратко: «Желудок, в страсти напряжен, / Голодный сок струями точит, / То
вытянется, как дракон, / То вновь сожмется, что есть мочи»; – предмет только указан, а образ сравнения очень развит: «Неслись извозчики гурьбой, / Как бы фигуры пошехонцев / На волокнистых лошадях». По
мнению Б.В.Томашевского, действенность сравнения определяет его новизна
и распространенность. Широко распространенный образ сравнения может
становиться законченным и самостоятельным. Такое сравнение в античности
называлось гиперболой. У Н.А.Заболоцкого можно встретить усложнение
образа за счет нанизывания сравнений: «Мы услыхали бы слова. / Слова
большие, словно яблоки. Густые, / Как мед или крутое молоко. / Слова,
которые вонзаются, как пламя, / И, в душу залетев, как в хижину огонь, /
Убогое убранство освещают». Е.А.Некрасова рассматривает два типа сравнений на основе характера
восприятия их адресатом: а) сравнения общеязыковые (их признак и образ
заранее известны): «Здесь бабы толсты, словно кадки»; б) сравнения,
представляющие неожиданное сопоставление: «Глаза упали, точно гири, /
Бокал разбили, вышла ночь»; «В глаза мои смотрела кошка, / Как дух
седьмого этажа». Такого типа сравнения преобладают в творчестве
Н.А.Заболоцкого. На основе психологического метода Т.А.Тулина выделяет ряд
смысловых групп сравнений, где ассоциации связаны со зрительным
восприятием образов. Для Н.Заболоцкого стремление к «изобразительности»
стиха часто реализуется в прорисованном зримом образе, так создается
поэтом эффект «разглядывания» картины: «И пасть открыта, словно дверь»;
«И вот, качаясь, он висит, / Как колокол на колокольне »; «И ночь стоит,
как рыцарь на часах».