Механизмы связности текста, зависимости в структуре мира,
изображаемого в тексте, находят непосредственное выражение на
грамматическом уровне организации литературного произведения.
Грамматический и поэтический уровни языка очень тесно
взаимосвязаны. Не случайно известная работа Р.О.Якобсона называется
«Поэзия грамматики и грамматика поэзии». Грамматические категории в
художественной речи реализуют свою эстетическую значимость и приобретают
особую «художественную нагруженность».
Одним из средств грамматической связности является повтор грамматических значений, выполняющий текстообразующую функцию.
В
организации текста имеет большое значение повтор категориальных
значений частей речи (предметности, признаковости, процессуальности и
др.), частных значений отдельных грамматических категорий.
1) Единство морфологического выражения текстообразующих элементов.
Использование той или иной части речи определяется задачами текста и
функционально-смысловым типом речи (описание пейзажа, характеристика
человека, повествование о событиях и др.).
В описании степи, увиденной глазами персонажей повести А.П.Чехова
«Степь», значительную роль играют имена существительные, предметный ряд
расширяется на протяжении описания, составляет его основу.
Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же – небо, равнину, холмы... Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.
Летит коршун над
самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в
воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и
стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему
нужно. А вдали машет крыльями мельница...
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и – опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи...
В описании состояния природы текстообразующую функцию могут
выполнять, например, ряды глаголов с семантикой изменения состояния:
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все, побуревшее от зноя,
рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести <…> Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла.
В исследованиях по лингвистической поэтике на основе
«грамматической формульности» выделяются модели текстов, обусловленные
грамматической природой составляющих их слов:
а) тексты, состоящие из сплошных номинативных предложений
(именной, безглагольный стиль), например, стихотворения А.Фета «Чудная
картина», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…» и др.;
б)
тексты, образованные цепочками инфинитивных конструкций или
перечислением действий (глагольный стиль), например, стихотворения
А.Фета «Одним толчком согнать ладью живую…», А.Блока «Грешить бесстыдно,
беспробудно…», В.Брюсова «Засыпать под рокот моря…», А.Ахматовой
«Просыпаться на рассвете…» и др..
В современных работах по поэтике грамматики и грамматике поэзии
предпринимаются попытки описания типов грамматической композиции
поэтических текстов, видов грамматических «текстовых сеток» и др. |