Парцелляция – разделение сложных или распространенных высказываний на
несамостоятельные в смысловом и структурном отношении части
(парцелляты).
Парцелляция служит средством смыслового выделения информативно
значимых компонентов предложения. Она является особым способом
смыслового акцентирования содержания высказывания наряду с актуальным
членением. Парцелляты представляют собой отдельные ремы, связь которых
носит особый характер, не сводимый к цепному и параллельному типу. Темы
парцеллятов не ясны, размыты, содержатся в подтексте.
Парцеллированные структуры обладают повышенной рематичностью. По
особенностям организации они близки к внутренней речи, обрывочной,
фиксирующей внимание только на существенном. Парцелляция может
использоваться для изображения внутреннего монолога
персонажа-повествователя:
–
Поручиться нельзя, – философски отвечает на кой-какие дилетантские мои
соображения относительно непрочности и каверзности этой ночи сидящий у
костра Терского 3-го конного казачок, – заскочуть с хлангу. Бывало.
Ах, типун на язык! «С хлангу»! Господи боже мой! Что же это такое!
Навоз жуют лошади, дула винтовок в огненных отблесках. «Поручиться
нельзя»! Туманы в тьме. Узун-Хаджи в роковом ауле...
Да что я, Лермонтов, что ли! Это, кажется, по его специальности. При чем здесь я!!
Заваливаюсь на брезент, съеживаюсь в шинели и начинаю глядеть в
бархатный купол с алмазными брызгами. И тотчас взвивается надо мной
мутно-белая птица тоски. Встает зеленая лампа, круг света на глянцеватых
листах, стены кабинета... Все полетело верхним концом вниз и к чертовой
матери! За тысячи верст на брезенте, в страшной ночи. В Ханкальском ущелье...
Но все-таки наступает сон. Но какой? То лампа под абажуром, то
гигантский темный абажур ночи и в нем пляшущий огонь костра. То тихий
скрип пера, то треск огненных кукурузных стеблей. Вдруг утонешь в
мутноватой сонной мгле, но вздрогнешь и вскинешься. Загремели шашки,
взвыли гортанные голоса, засверкали кинжалы, газыри с серебряными
головками... Ах!.. Напали!
...Да нет! Это чудится... Все тихо. Пофыркивают лошади, рядами
лежат черные бурки – спят истомленные казаки. И золой покрываются угли, и
холодом тянет сверху. Встает бледный далекий рассвет. Усталость нечеловеческая. Уж и на чеченцев наплевать. Век не поднимешь – свинец. Пропадает из глаз умирающий костер... Наскочат с «хлангу», как кур зарежут. Ну и зарежут. Какая разница...
Противный этот Лермонтов. Всегда терпеть не мог. Хаджи. Узун. В красном переплете в одном томе.
На переплете золотой офицер с незрячими глазами и эполеты крылышками.
«Тебя я, вольный сын эфира». Склянка-то с эфиром лопнула на солнце...
Мягче, мягче, глуше, темней. Сон (М.А.Булгаков «Необыкновенные
приключения доктора»).
Неполнота конструкций – характерное свойство разговорной речи,
поэтому использование парцелляции также служит для речевой
характеристики повествователя, стиля его речи, создания сказа: К старухе
Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью.
Попроведовать, отдохнуть <…> Глеб посмеивался. И как-то мстительно
щурил свои настырные глаза. Все матери знатных людей в деревне не
любили Глеба. Опасались (В.Шукшин «Срезал»).
В
поэтических текстах прием парцелляции используется для расчленения
художественного образа на отдельные акцентируемые признаки, которые
должны быть восприняты отдельно друг от друга: Ни дымных кухонь. Ни
бездомных улиц. Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть. И снова.
Гулливер. Стоит. Сутулясь. Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись.
(П.Антокольский) Парцелляция усиливает наглядность образа и
изобразительность текста.
С другими средствами связи парцелляцию также сближает повтор –
повтор прерванных синтаксических связей, которые необходимо мысленно
восстанавливать при чтении текста. |