Одновременность описываемых явлений может передаваться формами прошедшего времени.
"С утра было светло и тихо. Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. В барском парке, прохваченном ночною сыростью, на низах стояли холодные синие тени и пахло прелым листом и яблоками…" (И.А.Бунин «Учитель»).
Формы прошедшего времени могут указывать на то, что наблюдаемые
или воспринимаемые явления последовательно сменяют друг друга. Доминанта
в таких случаях становится статуально-динамической, придает описанию
некоторые признаки повествования.
"С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков" (И.А.Бунин «Антоновские яблоки»).
Смена состояний может отражать последовательность восприятия
человеком окружающего мира. Динамическое описание не только служит
изображению окружающего мира, но и создает образ персонажа, становится
событием текста. Например, в рассказе В. Белова описание сменяющих друг
друга картин косвенно сообщает о действиях повествователя, в результате
чего возникает образ долго идущего по лесной дороге человека:
"Дорога была суха, песчана и оттого тепла. Но иногда опускалась в низинки, становилась влажно-мягкой и потому холодила ногу. Она незаметно вошла в лес. Думается, так же вот входит по вечерам в свой дом женщина-хозяйка, называемая у нас большухой.
Июльский сумеречно-теплый лес неторопливо готовился отойти ко сну. Одна по-за одной смолкли непоседливые лесные птицы, замирали набухшие темнотой елки. Затвердевала смола. И ее запах мешался с запахом сухой, еще не опустившейся наземь росы.
Везде был отрадный, дремотный лес. Он засыпал, врачуя своим покоем наши смятенные души; он был с нами добр, широк, был понятен и неназойлив, от него веяло родиной и покоем, как веет покоем от твоей старой и мудрой матери." (В.И.Белов «Бобришный угор»).
Описываемое состояние окружающего мира, природы, обстановки может
свидетельствовать о состоянии человека. На их сопоставлении строится
прием психологического параллелизма: душевное состояние человека
гармонично состоянию внешнего мира. "Долго-долго погорала заря бледным румянцем. Неуловимый свет и неуловимый сумрак мешались над равнинами хлебов. Темнело и в деревне, – одни оконца изб на выгоне еще отсвечивали медным блеском. Вечер был молчалив и спокоен. Загнали скотину, пришли с работ , поужинали на камнях перед избами и затихли… Не играли песен, не кричали ребятишки…
Все задумалось вечерней думой, задумался и Капитон Иваныч, сидя у поднятого окна.
Усадьба его стояла на горе; мелкорослый сад, состоявший из акаций и сирени, заглохший в лопухах и чернобыльнике, шел вниз к лощине. Из окна, через кусты, было далеко видно.
Поле молчало, лежало в бледной темноте. Воздух был сухой и теплый. Звезды в небе трепетали скромно и таинственно. И одни только кузнечики неутомимо стрекотали под окнами в чернобыльнике, да в степи отчетливо выкрикивал «патьпальвать» перепел.
Капитон Иваныч был один – как всегда" (И.А.Бунин «На хуторе»).
В художественном тексте описание со статуальной доминантой обычно
сопутствует повествованию. Статуальная доминанта в динамическом описании
может комбинироваться с предметной и качественной.
"В поле было холодно, туманно и ветрено, смеркалось рано. Еле светили подкрученные фитили ламп и резко воняло керосином в пустом вокзале нашей захолустной станции, на буфетной стойке в третьем классе спал под тулупом станционный сторож. Я прошел в комнату для господ – там медленно постукивали в полусумраке стенные часы, на столе желтела прошлогодняя вода
в графине… Я лег на вытертый плюшевый диван и тотчас уснул, утомленный
тяжелой дорогой под дождем и снегом. Спал я, как мне казалось, долго,
но, открыв глаза, с тоской увидел, что на часах всего половина
седьмого" (И.А.Бунин «Сны»). |