Свойства и категории текста изучаются сравнительно недавно. Одни и те
же явления нередко обозначаются разными терминами (например целостность
– интеграция – интегративность; модальность – авторизация – тональность
– текстовая экспрессивность и др.). И.Р.Гальперин связывал признаки
текста с грамматическими текстовыми категориями, к ним ученый относил
интеграцию, когезию, автосемантию, модальность, проспекцию,
ретроспекцию, континуум и др..
М.Н.Кожина, оценивая текст прежде всего с позиций стилистики, к
числу текстовых категорий отнесла акцентность (привлечение внимания),
оценку, логичность, гипотетичность, авторизацию. И.Г.Торсуева в числе
других категорий назвала сцепление, партитурность. В филологических
источниках могут указываться и другие свойства и категории текста.
1) Большинство исследователей в качестве основного свойства текста
называют целостность. Текст – это единое смысловое целое. Целостность
текста проявляется в том, что его свойства нельзя свести к сумме свойств
единиц, составляющих текст.
С
другой стороны, целостность можно трактовать как такое свойство,
которое определяет читательское восприятие текста в качестве
завершенного сообщения, выражающего единый смысл. И.Р.Гальперин
предложил называть эту категорию текста термином интеграция.
2) Связность – это один из важнейших признаков текста,
определяющих его целостность. Различают два вида связности текста.
Первый – глобальная связность (когерентность), которая достигается при
помощи единиц, более сложных, чем слово или предложение (заголовок,
цитаты, текст в тексте, стиль, форма речи и др.). Второй вид – локальная
связность (когезия), средствами которой является повтор единиц разных
уровней текста.
3) Членимость – категория текста, «обратная» целостности,
способность текста члениться на более мелкие единицы (предложения,
сверхфразовые единства, фрагменты, абзацы, строфы и т.п.).
4) Автосемантия отрезков текста – свойство текста, обусловленное
его членимостью. Выделяемые в тексте единицы обладают относительной
самостоятельностью. Многие из них сохраняют свой смысл и вне текста.
Автосемантией обладают цитата, лирические отступления, некоторые
описания и др.
5) Диалогичность – категория текста, выделенная М.М.Бахтиным. Это
свойство может быть внутренним и внешним. Внутренняя диалогичность
проявляется в тексте в виде диалога, но может отражаться и в
монологической речи (смене «смысловых позиций», «точек зрения»), в
обращениях автора к читателю, риторических вопросах, косвенной речи и
др. Внешняя диалогичность отражает взаимодействие разных текстов,
позволяет оценивать текст как реакцию на другие тексты, определяет
межтекстовую полемику.
6) Текстовая модальность – это интерпретация субъектом речи
отношения ситуации и ее элементов, отражаемых в тексте, к
действительности, выражаемая при помощи различных языковых и речевых
средств. Нет единства в определении модальности на уровне текстовых единиц.
Т.В.Матвеева, рассмотревшая модально-оценочный план текста в аспекте
текстовых категорий, предложила называть данную
функционально-семантическую категорию «тональностью текста», в первую
очередь обращая внимание на «психологическую установку автора»,
«психологическое самораскрытие автора, обладающее эффектом воздействия
на адресата текста». В некоторых работах используется термин «авторская
модальность».
По словам Г.Я.Солганика, главное средство выражения модальности –
«категория производителя речи», центр которой – «субъективно-модальное»
местоимение я; «это своеобразное наклонение производителя речи к
действительности и собственно речи». Различное соотношение между
производителем и субъектом речи, по Г.Я.Солганику, характеризует три
текстовых наклонения: объективное, субъективное и
субъективнообъективное.
7) Категория точки зрения. В литературоведении и лингвопоэтике
«точка зрения» рассматривается как композиционная единица текста, а
категория «точки зрения» («перспективы») как одна из значимых текстовых
категорий, связанная с «авторской» модальностью или, наоборот,
абстрагированная от нее (разные определения понятия даются в
литературоведческих работах и др.). Система идеологических
(аксиологических), пространственных и темпоральных точек зрения,
проявляющихся в тексте, описывалась Б.А.Успенским.
8)
Напряженность текста – свойство, выделенное В.Г.Адмони: «Художественный
текст должен заинтересовать читателя уже с самых первых строк и
усиливать интерес – то в большей, то в меньшей мере <…> вплоть до
его завершения».
9) Тематическая определенность – категория текста, связанная с
выражением конкретной темы при помощи лексических и фразеологических
средств, внутритекстовых цепочек, парадигм.
10) Тематическая недостаточность – результат межтекстовых
(интертекстуальных) отношений, формирующих смысл художественного
произведения путем ссылки на другие тексты того же автора,
предшественников, смежных видов искусства (цитаты, аллюзии,
реминисценции, эпиграфы, пародии). |